![]() |
![]() |
МБУ «Школа № 20» | |
![]() |
|||
![]() |
Министерство науки и высшего образования РФ Министерство образования и науки Самарской области
Раздел «Противодействие коррупции» на портале Министерства образования и науки Самарской области Минестерство просвещения Российской Федерации Учредитель муниципальное образование - городской округ Тольятти в лице администрации городского округа Тольятти Адрес:445011, Россия, г. Тольятти, пл. Свободы, 4 Телефон: 8(8482) 54-32-66 Факс: 8(8482) 54-36-66
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
|
Доклад учителя начальных классов Мустафиной Альфии Марсовны «ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Администрация, 06 Март 2019, изменено: 06 Март 2019
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования? Федеральные государственные стандарты были установлены в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». Стандарт выдвигает три группы требований: • Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; • Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования; • Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы. Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается, как наиболее естественный способ формирования УУД, поэтому в программу формирования УУД включена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся». Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности; метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями; предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится…», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться …», не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.
В своей работе учителя используют различные образовательные технологии, обеспечивающие системно - деятельностный подход и активизацию мыслительной деятельности обучающихся: Проблемное обучение; Технология развития критического мышления через чтение и письмо; Технология интеллектуальных, сюжетно-ролевых игр (игр с правилами); Технология проектной деятельности (проектные задачи); ИКТ- технологии; Здоровьесберегающие технологии. В начальной школе мы используем информационные технологии на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, а также при проведении олимпиад, внеклассных занятий и др. Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. В ходе обучения реализуется дифференцированный подход, т.е. целенаправленная педагогическая помощь и поддержка школьника в условиях разноуровневого класса. Реализуется в образовательном процессе право ребенка на свою индивидуальность (возможность обучаться в индивидуальном темпе). Учитель отходит от ориентировки на среднего ученика. В процессе обучения широко используются различные формы организации учебного процесса (в первую очередь, групповая). Целенаправленное использование моделирующей деятельности, система игр с правилами, развивают необходимые для учения качества. Ролевая игра введена как обязательный компонент уроков по окружающему миру, например, развитие контролирующей и оценочной деятельности учащихся (например, рубрика "Проверь себя", задания "Сравни свой ответ с текстом", "Найди ошибки" и др.). Деятельность ученика направлена не на получение результата - ответа, а на процесс решения. На уроках в начальной школе учителя создают проблемный характер изложения материала. Сотрудничество ученика и учителя помогает услышать и понять друг друга. Постоянный диалог рождает сотрудничество. Учителя используют возможности каждого предмета для развития умений учебной деятельности: понимать и решать учебную задачу; анализировать, сравнивать и классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, а также качества и признаки предметов (объектов); работать с моделями; осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку. Формирование учебных действий и заключается в постепенной передаче выполнения отдельных учебных действий от учителя ученику для самостоятельного выполнения. Но важно помнить, что время, необходимое для усвоения операций при решении любой учебной задачи, у разных детей существенно отличается. В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. В процессе обучения реализуется интегрированный подход. Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. С введением ФГОС изменилась и структура современного урока. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Как проходил обычный урок На учителя возлагалось множество функций, его роль была ведущей, т.е.
Новые подходы к уроку
Требование к современному уроку – это не дать сумму определенных знаний, умений и навыков, а НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ.
Как изменился урок
Успешность современного урока, зависит от личности учителя, его профессионализма, современности использованных им методик, индивидуального подхода к ученикам, использования различных средств ИКТ. Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Внеурочная деятельность позволяет ребёнку выбрать область интересов, развить свои способности. Содержание внеурочной деятельности должно быть отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения.
Формы внеурочных дел, их содержание очень разнообразны и с трудом поддаются учету. Многие из них, проводятся как в масштабе всей школы, так и в рамках класса или параллели. И в заключении хочу сказать: «Да, инновации требуют огромной затраты сил, времени, но это то, что делает нас современным своему времени. Мы стремимся к успеху. И если будут успешными учителя и школа, значит, есть надежда на то, что наши ученики тоже будут успешными и счастливыми!» |
|
Главная |