![]() |
![]() |
МБУ «Школа № 20» | |
![]() |
|||
![]() |
Министерство науки и высшего образования РФ Министерство образования и науки Самарской области
Раздел «Противодействие коррупции» на портале Министерства образования и науки Самарской области Минестерство просвещения Российской Федерации Учредитель муниципальное образование - городской округ Тольятти в лице администрации городского округа Тольятти Адрес:445011, Россия, г. Тольятти, пл. Свободы, 4 Телефон: 8(8482) 54-32-66 Факс: 8(8482) 54-36-66
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
|
Выступление на педагогическом Совете "Личностно-ориентированный подход к воспитанию школьников в условиях реализации ФГОС", Зотова В.В., учитель начальных классов
Администрация, 05 Апрель 2019, изменено: 05 Апрель 2019
Слайд 1. Личностно-ориентированный подход к воспитанию школьников в условиях реализации ФГОС. Слайд 2. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования четко определены необходимые для формирования нового человека изменения, в которых подчеркнуто, что «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования». Ребенок приходит в школу, уже имея многие личностные качества, но развитие личности – процесс длительный, протекающий в течение всей жизни человека. Именно начальная школа вносит существенный вклад в этот процесс. В этот период особенное значение приобретает грамотная, целенаправленная работа по формированию детской личности. Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Слайд 3. Опыт работы показывает, что современные дети, пришедшие в первый класс, уже не те, что были десять, даже пять лет назад. Они более активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Нередко у многих детей встречается переоценка своей поверхностной информированности, пренебрежение к авторитету и мнению других (как сверстников, так и взрослых), неумение чувствовать и нежелание задумываться. Изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века. 1. Возросла информированность детей. Увеличение объема информации порой оборачивается негативной стороной. Информация часто бессмысленная, агрессивная и представляет прямую угрозу психологической безопасности ребенка, его личностному развитию. 2. Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Двор и дворовые коллективы как особая субстанция постепенно исчезают. Игры, совместная деятельность и сотрудничество со взрослыми часто оказываются ограничены во времени. 3. Большинство современных детей не участвуют в деятельности детских и подростковых общественных организаций и, соответственно, лишены возможности приобрести опыт коллективных взаимоотношений, сотрудничества и взаимопомощи, бескорыстного труда на благо близких людей и общества. Слайд 4. Автором разработки технологии системы личностно ориентированного обучения является Ирина Сергеевна Якиманская. Она является - доктором психологических наук, профессором, действительным членом Международной педагогической академии и Нью-Йоркской академии наук. Рассматривая основные требования к личностно-ориентированному уроку, И.С. Якиманская отмечала, что его цель — создание условий для познавательной активности учеников. Средства, методы и приёмы, позволяющие добиться успеха, учитель должен продумать и отобрать сам, демонстрируя таким образом знание возрастных, психологических, индивидуальных качеств учащихся, уровень подготовки класса, свою педагогическую интуицию и творческий потенциал. Педагог должен принять ребёнка таким, каким он есть, веря в его продвижение в развитии, в то, что силы его могут раскрыться при специально организованном обучении. Особая, доверительная атмосфера обучения, которая устанавливается в классе между учителем и учащимися, добрые, уважительные отношения детей друг к другу являются важнейшим условием эффективной реализации дидактических принципов и продвижение детей в развитии. Школа не может оградить детей от негативного влияния социальной среды, но в состоянии включить в деятельность детей заботы и проблемы ближайшего окружения. Нужно организовать деятельность учащегося таким образом, чтобы ребенок раскрывался с разных сторон и развивал все свои личностные качества. Слайд 5. Динамичное развитие общества требует формирования в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой. Ребенок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения. Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Чтобы ребенок с желанием ходил в школу и стремился самостоятельно добывать знания необходимо строить образовательный процесс, ориентируясь на создание наиболее оптимальных условий для развития личности ребёнка. Задача учителя – создать каждому учащемуся ситуацию успеха, помочь обрести уверенность в собственных силах, получить возможность самореализации, чтобы ребёнок был заинтересован в получении новых знаний, тогда будет происходить саморазвитие личности. Слайд 6. Средства достижения цели: 1.Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся; 2.Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; 3.Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, сказать неправильный ответ и т.п.; 4.Оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения; 5.Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания; 6.Поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи); анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные; 7.Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика. Слайд 7. Правила личностно-ориентированного обучения и воспитания. 1.Исключить методы, унижающие личность. 2. Безусловно понимать и принимать любого ученика с его интересами и переживаниями. 3.Поддерживать эмоциональное благополучие ученика, учитывать его состояние и настроение. 4.Искать возможность вызвать активную деятельность личности в нужном направлении. 5.Помогать обнаруживать ошибки. 6.Постоянно наращивать требования, закреплять достигнутые результаты. 7.Постоянно напоминать ученику, чего от него требуют, каким хотят его видеть. Слайд 8. Особое место в педагогической концепции И. С.. Якиманской принадлежит понятиям оценки и отметки. В процессе самой работы важное место принадлежит оценке, причем оценке не только конечного результата, но и самого процесса выполнения задания учащимся. Оценка отмечает сильные и слабые стороны в работе, с её помощью осуществляется анализ ошибок, вырабатываются пути решения задачи и рекомендации для дальнейшей работы. Оценка всегда производна от содержания и требований заданий. Но должна фиксировать не уровень усвоения знания, а характер организации деятельности ученика по овладению его содержанием. Отметка – это своеобразный ориентир, отражающий социальные требования к содержанию и уровню обладателя знаниями, умениями, навыками, к учебному поведению в целом. То есть отметка – это инструмент сравнения достижений учеников друг с другом и ученика с самим собой. Отметка фиксируется на результате, оценка на процессе. Таким образом, оценка должна осуществлять две функции: диагностическую и прогнозирующую. А отметка – контролирующую и стимулирующую. Слайд 9. Важным принципом моей работы является принцип комфортности и стремление утвердить ребёнка в мысли, что тот хорошо учится на данном этапе обучения. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы на уроке необходимо для того, чтобы учащийся ощущал себя на занятиях комфортно и учился с удовольствием. Осуществить поставленные цели помогают используемые в работе технологии: игровая, элементы исследовательско-проектной технологии информационно-коммуникационная технология личностно-ориентированный подход Современный ребенок, окруженный компьютерной техникой и дома, и в школе способен с интересом обучаться только с активным применением их в учебно-воспитательном процессе. Использование ИКТ на уроках так же положительно влияет на создание успеха в обучении и позволяет решать некоторые дидактические задачи. Слайд 10. Планирование характера общения, межличностных отношений в процессе урока включает: 1.Использование различных форм общения (монолога, диалога) с учётом конкретной цели урока; Проектирование характера отношений учащихся на уроке с учётом их особенностей, 2.требование к межгрупповым отношениям (распределение по группам, парам и т.д.); 3.Использование субъективного опыта всех участников урока в диалоге « ученик-учитель», «ученик - класс»; 4.Предвидение возможных изменений в организации коллективной работы класса, коррекция их в ходе урока. Слайд 11. Совместные формы деятельности
Слайд 12. Использование игровых технологий Игра «Оратор» За одну минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы необходимо. Игра «Да-нет» Учитель загадал слово. Задавая вопросы, ребята должны это слово отгадать. Учитель может отвечать только «да» или «нет». Игра «Молчанка» Учащиеся показывают гласные буквы, которые нужно вставить в слова, а учитель записывает их Игра «Путаница» На доске записаны слова с измененным порядком слогов. Нужно записать слова, восстановив порядок слогов. Слайд 13. Как вы видите на данном примере возможно применение заданий разного уровня, что стимулирует ученика делать выбор. Ребёнок должен предвидеть положительный результат, осознавая что с объёмом, предлагаемым для него он справится. Выполняя их, каждый ребёнок сможет сделать шаги в своём развитии. Слайд 14. Преимущества личностно-ориентированного обучения: Личностно - ориентированное обучение позволяет учащимся осознать способы получения знаний наряду с усвоением готовых выводов науки. Ученик становится субъектом учебной деятельности, приобретая самое главное умение – самостоятельно учиться. Личностно - ориентированное воспитание дает возможность широкого применения групповой формы работы. Личностно - ориентированное воспитание позволяет рефлексировать, критически относиться к информации, делать выводы. Класс формируется как учебное сообщество, способное и склонное ставить проблему, искать пути ее решения. Слайд 15. Основная цель воспитательной работы в классе – формирование учащегося как личности, способной к саморазвитию, самоорганизации и самоопределению. В коллективе создаются благоприятные психологические условия для саморазвития личности каждого ребёнка и для раскрытия потенциала ученика и формирование сплочённого коллектива учащихся. Ребёнку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающему миру. Учитель должен видеть результаты каждого ребёнка и по достоинству их оценивать. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово педагога, его жесты, мимика, интонация. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальные достижения. Слайд 16. Его жизнь — воспитание детей, личности. Он воспитывал в детях личное отношение к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью.
Сухомлинский, Василий Александрович педагог новатор. Слайд 17. Спасибо за внимание! |
|
Главная |