![]() |
![]() |
МБУ «Школа № 20» | |
![]() |
|||
![]() |
Министерство науки и высшего образования РФ Министерство образования и науки Самарской области
Раздел «Противодействие коррупции» на портале Министерства образования и науки Самарской области Минестерство просвещения Российской Федерации Учредитель муниципальное образование - городской округ Тольятти в лице администрации городского округа Тольятти Адрес:445011, Россия, г. Тольятти, пл. Свободы, 4 Телефон: 8(8482) 54-32-66 Факс: 8(8482) 54-36-66
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
|
Форум КПМО - 2009. Доклад министра образования и науки Самарской области Д.Е. Овчинникова на форуме «Модернизация образования Самарской области: итоги и перспективы»
Администрация, 16 Январь 2012, изменено: 16 Январь 2012
Добрый день, уважаемые коллеги! Введение Всего в работе форума принимают участие более 300 человек, в том числе представители целого ряда регионов Российской Федерации. Позвольте, уважаемые гости, поприветствовать Вас от лица участников нашего мероприятия. Ваше присутствие позволяет с уверенностью утверждать, что межрегиональное сотрудничество в сфере образования расширяется, происходит взаимное обогащение знаниями, методиками и технологиями. Это крайне важно, ведь совместными усилиями мы сможем значительно эффективнее достигать поставленных перед нами целей. Этапы модернизации Образование в настоящее время рассматривается как основа развития экономики и общества. Сегодня многие государственные, политические, общественные деятели, включая Президента Российской Федерации, говорят о необходимости построения современной модели образования, ориентированной на решение задач инновационного развития экономики. Не является исключением и система образования Самарской области,которая должна решать задачи опережающего формирования человеческого потенциала губернии, её трудовых ресурсов. Во многом на это и направлен региональный комплексный проект модернизации образования. Его главными целевыми ориентирами являются развитие человеческого потенциала и реализация социальных прав и гарантий граждан. Его основные принципы:открытость образования к внешним запросам и применение новых управленческих инструментов, позволяющих региональной системе образования гибко реагировать на«внешний» заказ. Подчеркну, что, пожалуй,впервые в отечественной практике впервые на федеральном уровне были заданы единые для всех регионов критерии эффективности реализации государственной политики в области образования,которые в совокупности позволили обеспечить комплексные изменения. При этом многие из этих критериев уже использовались на территории Самарской области, что подтвердило правильность курса на модернизацию региональной системой образования,выбранного губернией в конце 90-х годов. Важность комплексного проекта модернизации образования Самарской области становится очевидной даже если увидеть только один из аспектов – финансовые вливания, поступившие в региональную систему образования для его реализации.
К счастью для Самарской области модернизационные процессы в системе образования возникли гораздо раньше, чем КПМО.
Говорю «к счастью»,поскольку путь, который преодолевался регионами – участниками данного Проекта за два-три года, мы проходили в длительном временном периоде, а, значит, в более мягком режиме. К тому же мы получили тот бесценный опыт, который позволяет нам с оптимизмом смотреть в будущее, в том числе и на предстоящую реализацию президентской инициативы «Наша новая школа».
Прежде чем начать подведение итогов реализации комплексного проекта модернизации образования,хочу напомнить собравшимся, что первые общественные слушания по данной теме состоялись в сентябре 2007 года. На том мероприятии был проведён опрос,зафиксировавший первоочередные ожидания его участников от реализации Проекта в виде улучшений условий обучения, повышения качества образования, повышение статуса педагогического работника.
Оправдались ли эти надежды? На этот и другие вопросы я планирую ответить в ходе своего доклада. 31 регион, в том числе и Самарская область, в течение последних лет участвуют в реализации комплексного проекта модернизации образования, основными направлениями которого являются: Опыт реализации данных направлений Проекта позволяет сегодня со всей очевидностью говорить о возможности серьёзного прорыва в отрасли, перехода её к качественно новой ситуации инновационного развития. Нормативное подушевое финансирование Учитывая, что данный способ доведения бюджетных средств до образовательных учреждений был реализован в нашей губернии ещё в 1998 году, его эффекты наблюдаются уже довольно продолжительное время. К их числу, в первую очередь, относятся: -оптимизация расходов (изменение штатного расписания, прекращение финансирования по несвойственным образованию расходам); Говоря об эффектах, стоит упомянуть и снижение (часто многократное) дифференциации затрат на текущее содержание ученика, что говорит о более эффективном и справедливом расходовании бюджетных средств.
Причём нормативное подушевое финансирование, наряду с доведением финансовых средств непосредственно до образовательных учреждений и их самостоятельностью, сейчас воспринимается нами как само собой разумеющееся правило, тогда как во многих регионах только ещё приступают к данному процессу. Учитывая столь крепкие традиции, выполнение нами обязательств по всем показателям направления «Нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений», не составило значительных трудностей.
Однако вместе с повышением объёма норматива наблюдался и негативный процесс – снижение его доли в части финансирования «Прочих расходов». Результатом этого стало ограничение возможности развития образовательных учреждений.
Таким образом, задачей ближайшего будущего является повышение качества норматива, в том числе увеличение доли «прочих расходов». Это тем более актуально, поскольку в новом Федеральном государственном образовательном стандарте будут зафиксированы требования к условиям осуществления образовательного процесса.Удовлетворить которые можно только двумя способами: реализацией соответствующих программ и планов мероприятий и через норматив. За истекшее время принципиально изменилось наше отношение к результативности исполнения бюджета. Если несколько лет назад результативным можно было назвать 100%-ое расходование запланированных средств, то сегодня мы говорим о достижении поставленных целей, успешном решении задач и, главное, получении ощутимых социальных эффектов. Коренным образом поменялось само понимание бюджета.Принципиально важным стал принцип «Деньги в обмен на обязательства» и его следующая стадия – «Деньги в обмен на эффекты». Как показала практика, именно такие финансовые отношения позволяют в наиболее полной мере решить проблему достижения нового качества образовательных услуг. В полной мере данные принципы получили своё развитие в эксперименте по внедрению в школах области профильного обучения.
Напомню, что даже в нынешних непростых условиях Правительство Самарской области изыскало дополнительные средства для поддержки образовательных учреждений (речь идёт почти о 60 млн. рублей ежегодно). Однако эти вливания поступили только в те учреждения, которые соответствуют определённым требованиям (например, 4 класса на старшей ступени общего образования) и взяли на себя определённые обязательства (в частности, осуществление перехода на организацию профильного обучения по индивидуальным учебным планам учащихся в пределах максимально допустимой аудиторной нагрузки). Эти обязательства должны быть выполнены! Также хочу подчеркнуть, что отсутствие у тех или иных школ по субъективным причинам эффектов реализации профильного обучения, выраженных в достижениях учащихся,поставит под серьёзное сомнение их дальнейшее участие в данном эксперименте. Новая система оплаты труда Все обязательства региона по направлению «Внедрение новой системы оплаты труда» выполнены в полном объёме.
Но повышение средней заработной платы – отнюдь не главная задача. Первостепенной же задачей является стимулирование в первую очередь лучших работников образовательных учреждений,тех, кто показывает действительно весомые результаты. Сейчас для этого у образовательных учреждений есть достаточно полномочий. Так, при разработке критериев результативности и эффективности труда работников общеобразовательных учреждений, вступивших в силу в начале текущего года, министерство образования и науки Самарской области принципиально стояло на двух позициях. Первое, предлагаемые критерии должны быть максимально прозрачными. Второе, у школы должны оставаться широкие возможности для определения эффективности труда своих работников, исходя из собственной специфики. Думаю, что эти принципы нам удалось соблюсти.
Отчасти это подтверждается ростом дифференциации размера заработной платы, которую мы можем наблюдать у педагогических работников образовательных учреждений как в среднем по региону,так и на примере отдельных образовательных учреждений.
При этом демонстрируемый разброс зарплат в первую очередь зависит от тех результатов, которые показывают учителя, выраженных в достижениях своих подопечных. Однако далеко не всё так позитивно, как может показаться на первый взгляд. По данному направлению есть целый ряд проблем, которые не устраивают ни нас – управленцев, ни, что самое главное, непосредственных потребителей образовательных услуг – учащихся и их законных представителей. Вот каковы данные социологического опроса, проведённого по заказу министерства образования и науки Самарской области в отдельных образовательных учреждениях.
Думаю, не стоит углубляться в комментарии. Понятно, что ситуация ещё далека от идеальной. Данные опроса наглядно демонстрируют, что нам совместными усилиями предстоит разрешить некоторые проблемы. В их числе:
- традиционность представлений о начислении заработной платы, исходя из ложных представлений о,так называемой, «социальной справедливости»; Во второй части нашего форума будет проходить секция, связанная с общественным участием в управлении образовательными учреждениями. В ходе её работы на примере конкретных образовательных учреждений будут продемонстрированы шаги, которые были предприняты для осуществления перехода к настоящему, а не формальному государственно-частному партнёрству, и показаны полученные эффекты. Повышение роли общественности в управлении образовательными учреждениями
Отмечу лишь,что действующее законодательство определяет характер управления системой образования как государственно-общественное. Любая организация существует для реализации тех или иных запросов субъектов внешней среды. Если она перестаёт это делать (например, образовательное учреждение не откликается на изменившиеся запросы населения и государства), то становится не нужной никому, кроме её персонала. А ведь нередко именно из внешней среды могут быть получены дополнительные ресурсы, именно в ней есть возможности для развития. Учитывая это,министерство образования и науки Самарской области одним из приоритетов своей деятельности поставило изменение механизмов взаимодействия производителей образовательных услуг с общественностью, делегирование администрациями учреждений определённого объёма полномочий субъектам внешней среды в обмен на взятие ими доли ответственности в принятии тех или иных решений, в реализации той или иной программы развития. Для этого министерством образования и науки Самарской области в 2008 году были разработаны методические рекомендации по осуществлению делегирования полномочий органам общественного участия в управлении общеобразовательным учреждением.
В данном документе были прописаны ключевые полномочия органов общественного участия и определёны категории лиц, которые должны входить в состав данных органов.Однако данные регионального социологического опроса, который проводился среди представителей органов общественного участия в управлении образовательными учреждениями,наглядно демонстрируют, что наделение данных органов управленческими полномочиями во многих случаях проходило формально, без участия широкой общественности, в первую очередь, родительской.
Такое положение дел не может устраивать никого! Директорам школ следует как можно в более сжатые сроки наладить с общественностью равноправный диалог. Это особенно актуально, в свете грядущего перехода некоторых образовательных учреждений в статус автономных. Как известно,полномочия наблюдательного совета автономного учреждения намного шире нынешних полномочий управляющих советов, а, значит, не научившись взаимодействовать с общественностью сейчас, потом эту упущенную возможность можно не наверстать. Это касается всех форм взаимодействия с общественностью. Например,согласно данным электронного мониторинга комплексного проекта модернизации образования наши обязательства по наличию у школ собственных, регулярно обновляемых сайтов выполнены.
Этому во многом способствовало подключение в 2008 году всех общеобразовательных учреждений области к сети Интернет и оплата Интернет-трафика школ за счёт средств областного бюджета. При этом у многих образовательных учреждений сайты действительно соответствуют предъявляемым к ним требованиям, в частности, зафиксированным в Положении о сайтах,утверждённых министерством образования и науки Самарской области.
К их числу следует отнести: - отсутствие анализа со стороны школ об актуальности информации, выставляемой на сайтах (в большинстве случаев отсутствует даже такой простой механизм, как отслеживание количества посетителей сайта);
Согласно нашим данным все школы области опубликовали отчёт о своей деятельности, и это действительно так, поскольку они размещены на региональном Интернет-ресурсе.
Кроме того,многие школы публичные отчёты разместили на своих сайтах, и это правильно. Ведь субъекту внешней среды гораздо быстрее найти интересующую его информацию о деятельности школы именно на сайте конкретного образовательного учреждения.
С другой стороны, у большинства школ по-прежнему превалирует формальный подход к размещению отчётной информации о своих целях, задачах, результатах и эффектах.Это характеризуется тем, что публичный отчёт размещается не в виде отдельных разделов, в нём содержащихся, что было бы правильно для удобства в использовании, а единым, громоздким текстом. Естественно, что его эффективность при этом снижается в разы.
Такое положение дел связано с неумением администраций многих образовательных учреждений интерпретировать отчёт в виде докладов о деятельности школ,нацеленных на разные целевые аудитории. А это крайне важное умение. Ведь основной функцией отчёта является предоставление субъектам внешней среды информации для организации контроля за функционированием и отчасти развития образовательного учреждения, тогда как доклады позволяют заинтересовать общественность в услугах и сервисах, предоставляемых учреждением, и обеспечить привлечение дополнительных ресурсов. Таким образом, можно констатировать, что в системе общего образования нами созданы все формальные признаки государственно-частного партнёрства, но это направление требует и в дальнейшем усиленного внимания и корректировки. Это ещё более сложный и трудозатратный процесс, требующий соответствующего обучения как представителей общественности, так и школьных администраций, но итогом данной работы станет значительное, а главное, повсеместное улучшение условий организации образовательного процесса. Уверенность такому видению придаёт опыт, который был получен в Самарской области в рамках реализации инновационного образовательного проекта «Достойные граждане великой страны».
Проект«Достойные граждане великой страны» реализуется на территории Самарской области с января 2007 года. В нём ставятся задачи, решение которых позволяет эффективно реализовать на территории Губернии инновационную образовательную инициативу«Наша новая школа»: внедрение в общеобразовательные школы комплексных систем интеллектуального и физического развития школьников; создание максимально комфортных условий для самореализации учащихся; перевод в разряд инновационных деятельность методических служб и системы повышения квалификации работников образования; развитие различных форм государственно-общественного управления образованием; укрепление материально-технической базы учебных заведений посредством создания комфортных, современных условий для организации образовательного процесса. Эта многоплановость придаёт проекту уникальность. Она свидетельствует не о распылении средств и усилий, а о системности в работе.
К настоящему времени в реализацию проекта оказались вовлечены почти 300 школ Самарской области (свыше 1/3 от общего числа), более 7000 педагогов. Более 30 000школьников участвуют в образовательных программах, тематических сменах,мероприятиях, олимпиадах и спортивных соревнованиях, проходящих в рамках проекта.
Привлечение общественности к управлению различными образовательными системами тем актуальнее, что позволяет существенно снижать напряжённость, возникающую в результате различных управленческих действий. Одним из наиболее ярких примеров этого является реструктуризация сети образовательных учреждений. Нагнетание напряжённости в обществе происходит, как правило, только в тех случаях, когда проводится без учёта мнения населения, без пояснений о причинах, побуждающих учредителей к подобным действиям. На недопущение подобных ситуаций прошу обратить самое пристальное внимание руководителей органов управления образованием. Оптимизация структуры общеобразовательной сети
Так, несмотря на снижение численности обучающихся на40 % за последние 10 лет, негативная динамика средней наполняемости классов существенно ниже и связана в основном не с отсутствием желания и возможностей для принятия управленческих решений, а с многократно усилившимся вниманием органов надзора за предельной наполняемостью классов. При этом одним из показателей эффективности использования бюджетных средств, установленных на федеральном уровне, является наполняемость классов в городской местности на уровне 25 человек.
Несмотря на некоторые противоречия, показатели эффективности использования бюджетных средств, в том числе по отрасли«образование», позволяют дать комплексную оценку деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, выраженную в денежном эквиваленте. Например, в 2008 году у Самарской области было выявлено почти 1,5 млрд. рублей неэффективно расходуемых средств по системе общего образования, в том числе:
- в связи с низкой наполняемостью классов в городской местности – почти 60 млн. рублей; Очевидно, что на это есть объективные причины, но и субъективных также предостаточно. Сейчас, когда количество школьных автобусов, используемых для перевозки детей, превысило пятьсот единиц, требуется только принятие управленческих решений, чтобы данные транспортные средства использовались в полном объёме. Я имею ввиду обеспечение доступа детей к качественным образовательным услугам, которые, как правило,могут быть предоставлены только в крупных школах, обладающих соответствующими ресурсами и современным оборудованием. За последние годы в создание современных условий в школах области были вложены серьёзнейшие ресурсы. Только на проведение капитальных ремонтных работ общеобразовательных учреждений в 2007-2009 годах было затрачено 1,5 млрд. рублей и ещё более 200млн. рублей поступило на приобретение необходимого оборудования. Сейчас треть образовательных учреждений области соответствуют современным требованиям.
В них обучается почти 40 % детей. Уверен, что чем больше детей будет обучаться в учреждениях, являющихся центрами не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом, тем более реальную отдачу мы получим. Конечно, нам не удалось достичь поставленных перед собой в 2006 году целей по данному обязательству, но с другой стороны мы изначально подходили к оцениванию современности условий с достаточно жёстких позиций. Мы уверены, что современные условия должны быть не на бумаге, а в реальной жизни! Считаю, что подход к определению современности условий в общеобразовательных учреждениях (напомню,что он состоит из 30 пунктов) может быть применён и в отношении образовательных учреждений другого уровня. В 2010 году мы планируем совместно с экспертным сообществом разработать и запустить региональную систему мониторинга соответствия условий обучения детей в учреждениях дошкольного и дополнительного образования современным требованиям. При этом считаю возможным отказаться от детального описания характеристик зданий,территории, учебного оборудования, остановившись на наиболее важных, ключевых моментах. Это позволит получить информацию о текущем состоянии дел, а также наметить дальнейшие шаги для улучшения ситуации. Более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования призвано сегодня профильное обучение. Об эксперименте,который реализуется сегодня в Самарской области по организации профильного обучения, мною было сказано ранее.
Тем не менее, ещё раз хочу акцентировать на нём внимание. Дело в том, что обеспечить возможность учащимся выбирать свою собственную образовательную траекторию возможно лишь в учреждениях, обладающих определённым количеством классов и определённым числом обучающихся на ступени среднего(полного) общего образования. Этот показатель имеется и в обязательствах регионов – участников комплексного проекта модернизации образования. В тоже время анализ докладов глав городских округов и муниципальных районов Самарской области, проведённый министерством образования и науки Самарской области, показал, что лишь в 16 муниципалитетах из 37 (что составляет 43 %) имеются образовательные учреждения, имеющих на старшей ступени общего образования 150 человек в городской местности и 84 человека в сельской. В остальных муниципальных образованиях школы, соответствующие данному требованию,отсутствуют.
Более того, на территории 22 % муниципалитетов (всего– 8 ед.) отсутствуют образовательные учреждения, имеющие не менее 4 классов на старшей ступени общего образования, что практически исключает возможность учащихся реализовать индивидуальную образовательную траекторию. При этом у многих руководителей разных уровней складывается впечатление, что в ближайшее время грядёт серьёзное увеличение численности старшеклассников. К сожалению, эти представления являются ложными.Прогноз ситуации показывает, что после кратковременного всплеска численности старшеклассников вновь наступит спад, который растянется на 5-6 лет. Таким образом, представляется необходимым продолжить практику оптимизации общеобразовательной сети в целом ряде городских округов и муниципальных районов с целью обеспечения равного доступа детей к качественному образованию, независимо от места жительства. Региональная система оценки качества образования С 2002года все выпускники XI классов образовательных учреждений Самарской области имеют возможность проходить государственную (итоговую) аттестацию в форме и по материалам ЕГЭ по всем учебным предметам, заявляемым на федеральном уровне.Этот фактор, а также сильно возросшее количество специальностей в вузах, приём на которые осуществляется по результатам ЕГЭ, позволили предоставить больший выбор выпускникам школ в продолжении образования. ЕГЭ стал важнейшим фактором развития сети образовательных учреждений. Экзаменационные результаты выпускников рассматриваются потенциальными потребителями образовательных услуг как значимый показатель качества образования при определении места обучения.
Практически по всем показателям направления, связанного с развитием региональной системы оценки качества образования, регионом были выполнены взятые на себя обязательства. Следует отметить, что опыт Самарской области в проведении итоговой аттестации по отличным от традиционной формам позволил достичь существенных результатов. Так,в текущем году выпускники школ области по всем учебным предметам, по которым проводился Единый государственный экзамен, превысили среднероссийские показатели.
К тому же ни один из 53-х стобальных результатов, которые были показаны учащимися Самарской области, не был Рособрнадзором поставлен под сомнение. Это наши несомненные успехи! Но одним ЕГЭ и новой формой проведения аттестации в 9-х классах нельзя ограничиваться. Требуется совершенствовать всю систему оценки качества образования. Для этого на протяжении 2008-2009 годов мы выстраивали систему оценивания работников системы образования на всех уровнях.
Развитие системы оценки качества образования подкрепляется такими эффектами как: - увеличение численности педагогов, принимающих участие в различных конкурсах и программах областного, окружного, федерального и международного уровней; Продолжая работу, начатую в рамках комплексного проекта модернизации образования, министерство образования и науки Самарской области в течение 2010 года планирует завершить модернизацию процедуры проведения аттестации педагогических и руководящих кадров, обеспечив всестороннюю оценку их профессиональной компетентности, выраженную через проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств работников в решении функциональных задач. Наряду с этим мы планируем сформировать механизмы учёта результатов общественной аккредитации, в разрабатываемом региональном Положении о государственной аккредитации образовательных учреждений, включив в критерии показателей деятельности образовательного учреждения (а разработка критериев – прерогатива региона)позиции «наличия или отсутствия» у образовательного учреждения общественной аккредитации. Такой взгляд на результаты деятельности школы с позиции государства и общества позволит не только учесть интересы обеих сторон, но и станет существенным стимулом к повышению качества образования. Заключение
Это позволит нам обеспечить системное воздействие на всю отрасль и повсеместно решить задачи доступности качественного образования. В этом году комплексный проект модернизации образования на школьном уровне завершается. Однако это не означает его полное сворачивание. Так, с 2010 года в Самарской области будет реализовываться федеральный проект, который, по сути,является комплексным проектом модернизации довузовского профессионального образования. И это можно считать серьёзнейшим достижением региона. Наряду с этим будет продолжаться и развиваться электронный мониторинг показателей деятельности образовательных учреждений, что даст нам возможность по-прежнему мобильно и оперативно реагировать на возникающие проблемы. Наконец, впереди у нас реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Уверен, что все задачи, поставленные Президентом Российской Федерации, нами будут выполнены, а поставленные ориентиры достигнуты.
Только в этом случае мы сможем сформировать целеустремленное, думающее, действующее поколение, способное дать новый импульс развития нашей губернии, нашему государству. Благодарю за внимание! |
|
Главная |