Поиск по сайту

Баннер официального ресурса Министерства образования и науки Российской Федерации МОи НСО информацияприём в школу Изображение

Портал государственных услуг Российской Федерации  

Графический файл не найденБаннер официального портала мэрии городского округа Тольятти 

Учредитель  муниципальное образование - городской округ Тольятти

в лице мэрии городского округа Тольятти

Единый урок безопасности в Интернет

Комплекс мер по модернизации в 2012 г общего образования Самарской области

Автор: Администрация, опубликовано: 13 Февраль 2012

Раздел I. Текущее состояние системы общего образования Самарской области.

В 2011/12 учебном году в 714 государственных и муниципальных образовательных учреждениях Самарской области, реализующих основные общеобразовательные программы общего образования и являющихся юридическими лицами (далее – ОУ), обучается 281645 учащихся. В этом году отмечен существенный рост численности обучающихся (для сравнения: в 2010/2011 учебном году в 727 ОУ обучалось 278516 учащихся).
В региональной системе образования имеется ряд проблем, требующих решения.
Одной из наиболее актуальных проблем является проблема кадрового и материально-технического обеспечения образования. Неконкурентная заработная плата, деформированная половозрастная структура, низкая мотивация части педагогов к повышению результативности труда в совокупности с несоответствующими современным требованиям условиями организации образовательного процесса могут быть серьёзными барьерами на пути достижения современного качества образования.
Другой проблемой является несовершенство общеобразовательной сети, в результате чего снижается эффективность использования ресурсов (в том числе в части создания условий для реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования для всех школьников) и сохраняются разрывы в качестве образования, демонстрируемом различными образовательными учреждениями.
Одной из наиболее сложных является проблема содержания и оценки качества образования. Это связано с отсутствием единых подходов к определению понятия качества образования, единых, устоявшихся измерителей образовательных результатов и преобладанием в оценке «знаниевой» стороны образовательного процесса. Тем самым, усложняется задача перехода содержания образования к компетентностно-ориентированной парадигме, к вопросу формирования социальных компетенций и гражданских установок обучающихся.
Самарская область приступила к решению вышеуказанных проблем ещё в 90-х годах прошлого века. При этом основной целью начавшегося процесса модернизации стало повышение доступности качественного образования для всех слоёв населения. Для её достижения осуществлялась деятельность по ряду направлений.
Формирование прозрачной, ориентированной на результат системы финансирования образовательных учреждений и работников образования.
Нормативное подушевое финансирование в Самарской области было введено в 1998 году. Одновременно образовательным учреждениям была обеспечена самостоятельность. При этом средства областного бюджета доводятся до каждого образовательного учреждения в полном объёме в зависимости численности учащихся и реализуемых образовательных программ. К эффектам данного механизма финансирования можно отнести: развитие конкурентной борьбы между школами, оптимизацию структуры общеобразовательной сети и штатного расписания образовательных учреждений и др.
Следующим важным шагом в реализации данного направления стало введение в 2006 году в Самарской губернии новой системы оплаты труда, позволившей: повысить размер заработной платы педагогическим работникам, оптимизировать соотношение «ученики/учитель» (в 2011 году – «15,2 к 1») и обеспечить дифференциацию в оплате труда педагогов в зависимости от результатов, демонстрируемых учащимися.
Развитие сети образовательных учреждений.
Решение данной задачи в Самарской области происходит посредством создания и последующей реализации территориальных программ оптимизации общеобразовательной сети, направленных на обеспечение доступности для детей качественных образовательных ресурсов, сконцентрированных в крупных образовательных учреждениях – «образовательных центрах». Всего в регионе создано 167 «образовательных центров», каждый из которых, как минимум, оснащён учебно-лабораторным оборудованием для преподавания физики, химии, биологии, компьютерной техникой. При этом если в 2001/2002 учебном году подвозом в «образовательные центры» было охвачено только 5% сельских школьников, то в 2011/2012 учебном году – 22% детей, проживающих в сельской местности.
В 2006 году в Самарской области был разработан и внедрён механизм финансирования малокомплектных общеобразовательных учреждений, внедрение которого позволило дать возможность данным учреждениям качественно и эффективно исполнять функции, возложенные на них государством и обществом.
Развитие кадрового потенциала.
В текущем учебном году образовательную деятельность в системе общего образования осуществляют 22818 педагогических работников, в том числе 18835 учителей. 70% учителей имеют квалификационную категорию: 26,9 % учителей – высшую, 30,5 % – первую, 12,6 % – вторую.
Характерной особенностью самарской модели повышения квалификации стала её организация в режиме персонификации государственных обязательств; формирование содержания образования индивидуально для каждого слушателя, путем выбора модулей; самостоятельное определение сроков и форм повышения квалификации. Введена внешняя экспертиза и конкурсный отбор модулей для обучения. В регионе действует «Положение об Именном образовательном чеке на повышение квалификации работника образования». Педагог может проходить обучение как в одном, так и в нескольких учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования, имеющих лицензию на право ведения данной образовательной деятельности и предоставляющих эти услуги на договорной основе с министерством образования и науки Самарской области. Это позволило ликвидировать монополию регионального ИПКРО, создав конкурентную среду в системе повышения квалификации (в 2011 году 14 учреждений дополнительного профессионального и высшего профессионального образования работали в рамках указанной модели).
Значимым условием, обеспечившим совершенствование кадрового потенциала образовательных учреждений Самарской области, стало развитие региональной системы оценки качества образования. С 2001 года в губернии итоговая аттестация выпускников школ проходит в форме и по материалам Единого государственного экзамена. С 2007 года выпускники ступени основного общего образования сдают экзамены в новой форме. Кроме того, в губернии ежегодно проводятся региональные исследования, позволяющие расширить информационно-аналитическую базу о качестве образовательных услуг, предоставляемых образовательными учреждениями. В их числе: сравнительный анализ индивидуальных результатов выпускников основной и старшей ступени общего образования, полученных в ходе прохождения итоговой аттестации в новой форме и по материалам ЕГЭ; исследование грамотности чтения обучающихся, проводимое в форме и по материалам международного исследования PISA; исследование сформированности у педагогов профессиональных компетенций и др.
С 2011 года в Самарской губернии введена новая форма аттестации педагогических работников, основанная на изучении степени соответствия педагога квалификационным характеристикам. При этом для получения квалификационной категории педагогу требуется представить портфолио небольшого объёма (как подтверждение результативности деятельности) и сдать экзамен, позволяющий дать оценку владения профессиональными компетенциями (данная форма может не применяться к работникам, продемонстрировавшим положительные результаты в ходе подготовки итоговых работ при прохождении курсов повышения квалификации в рамках Именного образовательного чека).
Обновление содержания общего образования.
С 2004 года в губернии действует Концепция компетентностно-ориентированного образования в Самарской области, утверждённая постановлением Правительства Самарской области. В результате были созданы предпосылки для качественного изменения содержания образования: в образовательный процесс школ внедрены учебные курсы «Основы проектной деятельности» (в 5-9 классах) и «Основы проектирования» (в 10-11 классах); в систему повышения квалификации введён ряд курсов, ориентирующих педагогов на переход к компетентностной парадигме образования; в системе оценки качества образования используются задания, оценивающие уровень сформированности у обучающихся ключевых компетентностей.
В 2010/2011 учебном году в Самарской области проводился эксперимент по введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО), в котором принимали участие 22 общеобразовательных учреждения. Проведение эксперимента позволило отработать механизмы качественного сопровождения перехода региональной системы образования на новый стандарт и внести изменения в методики расчёта финансирования расходов на реализацию основных образовательных программ общего образования в образовательных учреждениях в Самарской области на одного учащегося, которые позволили учесть особенности организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС НОО.
С 1 сентября 2011 года все общеобразовательные учреждения Самарской области перешли на обучение по ФГОС НОО.
Модернизация материально-технической базы образовательных учреждений.
Значимым направлением в развитии региональной системы образования в последние годы является модернизация материально-технической базы образовательных учреждений. Например, реализация пилотного инновационного образовательного проекта «Достойные граждане великой страны» и выделение муниципалитетам целевых субсидий из регионального бюджета позволила в течение 2007-2011 годов капитально отремонтировать 183 общеобразовательных учреждения на общую сумму более 2 млрд. рублей. Кроме того, в указанный период была полностью устранена проблема отсутствия в отдельных школах тёплых санитарно-технических узлов.
В целях развития современных информационных образовательных технологий в Самарской губернии за счёт средств областного бюджета обеспечивается предоставление широкополосного доступа к сети Интернет с использованием средств контентной фильтрации информации всем государственным (областным) и муниципальным образовательным учреждениям. В 2009-2011 годы на эти цели выделено 61 млн. 390 тыс. рублей.
С 2009 года Самарская область ежегодно становится одним из победителей конкурсного отбора субъектов РФ для реализации экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания школьников. За этот период за счёт средств федерального и областного бюджетов (общая сумма финансирования – 196 млн. 350 тыс. рублей) были отремонтированы и оснащены современным оборудованием пищеблоки 162 общеобразовательных учреждений. В результате увеличился охват школьников горячим питанием: с 61% в 2008 году до 75,2% в 2011 году.
Повышение роли общественности в управлении образовательными системами.
Активная работа по реализации данного направления началась в Самарской области в 2007 году в рамках комплексного проекта модернизации образования и была направлена на формирование органов государственно-общественного управления образовательными учреждениями (управляющих советов), развитие системы публичной отчётности, создание школьных сайтов. К настоящему времени все школы региона имеют управляющие советы и сайты, ежегодно публикуют отчёты о результатах своей деятельности.
Реализация мероприятий по вышеперечисленным направлениям позволила достичь Самарской области значимых результатов. К примеру, по направлению «Совершенствование системы повышения квалификации работников образования» регион неоднократно представлял имеющийся опыт на конференциях федерального и межрегионального уровней.
Следует отметить, что за последние годы в Самарской области реализован целый ряд мероприятий приоритетного национального проекта «Образование» (например, комплексный проект модернизации образования в 2007-2009 годах), Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (в том числе в рамках деятельности стажировочной площадки по направлению «Реализация во всех субъектах Российской Федерации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»), регионального инновационного образовательного проекта «Достойные граждане великой страны», региональной программы развития образования на 2011-2015 годы и других.
Так, в рамках регионального инновационного образовательного проекта «Достойные граждане великой страны» помимо проведения капитального ремонта в 70 школах осуществлено повышение квалификации более 5 тысяч педагогов по таким направлениям как: инновационные технологии, проектная деятельность, методики преподавания, патриотическое воспитание, физическая культура и спорт и т.д. Более 30000 школьников приняли участие в образовательных программах, тематических сменах, мероприятиях, олимпиадах и спортивных соревнованиях.
Реализация вышеуказанных направлений, проектов и программ позволила: повысить охват детей, обучающихся в современных условиях (с 4% в 2007 году до 56% в 2011 году); обеспечить развитие кадрового потенциала образовательных учреждений; существенно снизить неэффективные расходы в системе общего образования (2008 г. – 1459 млн. 778 тыс. рублей; 2011 г. – 986 млн. 416 тыс. рублей); повысить доступность качественного образования, проявившейся в результатах ЕГЭ (третий год подряд по всем учебным предметам среднерегиональные баллы выше, чем в среднем по России) и уменьшении разрыва между школами в образовательных результатах.
Тем самым, была создана основа для успешной реализации в 2011 году комплекса мер по модернизации общего образования Самарской области.


Раздел II. Описание итогов реализации комплекса мер по модернизации в 2011 году системы общего образования Самарской области.
Комплекс мер по модернизации в 2011 году общего образования Самарской области (далее – Комплекс мер – 2011) реализован на основании распоряжения Правительства Самарской области от 12.07.2011 № 205-р и постановления Правительства Самарской области от 10.10.2011 № 495. Принятие данных нормативных правовых актов, а также ряда других (в частности, постановлений Правительства Самарской области от 26.05.2011 № 203 и № 204) позволило:
определить основные проблемы, на решение которых был направлен Комплекс мер – 2011, цели и задачи;
определить механизмы управления реализацией Комплекса мер – 2011;
определить основные ожидаемые результаты;
определить основные направления расходования средств федерального и областного бюджетов на реализацию Комплекса мер – 2011;
обеспечить доведение размера заработной платы учителей общеобразовательных учреждений до среднего размера заработной платы по экономике региона.
Таким образом, были созданы нормативные правовые основания для качественного решения задач, стоящих в рамках Комплекса мер – 2011.
Приоритетом Комплекса мер – 2011 являлось развитие кадрового потенциала. В рамках данного направления был реализован ряд мероприятий.
Повышение с 1 сентября 2011 года на 30 % средней заработной платы педагогическим работникам общеобразовательных учреждений в соответствии с постановлениями Правительства Самарской области от 26.05.2011 №203 и №204 с учётом предыдущего повышения (на 6,5% с 1 июня 2011 года) позволило превысить средний размер заработной платы по экономике региона (план – 17 044,7 рублей; факт – 17710 рублей). При этом более чем у 40 % учителей, начисленная заработная плата выше среднемесячной начисленной заработной платы работников в целом по экономике региона за 1 квартал 2011 года.
Кроме того, с 1 сентября 2011 года был повышен на 30 % средний размер заработной платы педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений, а с 1 октября 2011 года обеспечено очередное (на 6,5 %) повышение заработной платы для остальных категорий работников образовательных учреждений.
Помимо роста благосостояния совершенствованию кадрового потенциала образовательных учреждений Самарской области служит сложившийся в регионе подход к повышению квалификации работников образования на основе Именного образовательного чека. Кроме того, профессиональная переподготовка и повышение квалификации педагогических работников в Самарской области осуществляется в рамках государственного или муниципального задания учреждениям дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) работников.
Указанная модель организации повышения квалификации позволяет обеспечить высокий охват педагогов курсами, способствующими их развитию. В частности, в 2011 году 24,2 % учителей были охвачены курсами повышения квалификации по вопросам внедрения ФГОС общего образования. Это позволило создать условия для полномасштабного перехода школ области к внедрению ФГОС НОО.
В тоже время техническая ошибка, допущенная в Соглашении между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Самарской области о предоставлении в 2011 году субсидии из федерального бюджета бюджету Самарской области на модернизацию региональной системы общего образования (в показателе «Доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности учителей» в IIIквартале вместо 50 % следует читать 5 %, а в IV квартале вместо 80 % – 8 %), формально не позволяет говорить о достижении требуемого значения в рассматриваемом показателе.
Значимым направлением развития кадрового потенциала региональной системы образования является поддержка молодых педагогов. Информация о реализации данного направления в Самарской области представлена в разделе IV.
Решение задачи, направленной на развитие кадрового потенциала, осуществляется в Самарской области также посредством совершенствования механизмов аттестации.
В 2011 году проведены первые квалификационные испытания педагогических работников в рамках новой модели аттестации. Доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей, прошедших соответствующую процедуру аттестации, составила 57,4 %.
Кроме того, в целях создания условий для активного внедрения в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий учителям школ Самарской области в 2011 году в пользование было приобретено 5400 портативных компьютеров.
Второй значимой задачей, обеспечивающей развитие системы образования, является создание современных условий для осуществления образовательного процесса. Данный процесс сопровождается мерами, обеспечивающими развитие структуры общеобразовательной сети:
разработкой и реализацией территориальных программ оптимизации сети образовательных учреждений (в 4 квартале 2011 года проведена корректировка территориальных программ оптимизации сети образовательных учреждений на 2012 и 2013 годы);
расширением количества школьных маршрутов (2007 г. – 575; 2011 г. – 648) и, как следствие, охватом числа подвозимых учащихся (2007 г. – 11 350 чел., 2011 г. – 13126 чел.);
мероприятиями по укреплению материально-технической базы школ.
Так, в 2011 году в рамках софинансирования мероприятий Комплекса мер Правительством Самарской области было направлено:
230 млн. 626 тыс. рублей на развитие информационно-технологической инфраструктуры общеобразовательных учреждений (поставлено 6 324 компьютера для замены устаревших моделей и компьютеров с истекшим сроком эффективной эксплуатации, а также 5050 портативных компьютеров в пользование учителям);
36 млн. 305 тыс. рублей на повышение транспортной доступности (приобретены и поставлены в образовательные учреждения региона 36 школьных автобусов).
Кроме того, финансирование мероприятий по модернизации школьной инфраструктуры в 2011 году осуществлялось в рамках основной деятельности министерства образования и науки Самарской области по следующим направлениям:
более 500 млн. рублей направлено на проведение противоаварийных мероприятий и капитального ремонта более чем в 40 зданиях общеобразовательных учреждений;
более 20 млн. рублей – на капитальный ремонт теплых санитарно-технических узлов в 84 общеобразовательных учреждениях;
более 23 млн. рублей – на обеспечение доступа в Интернет и создание материально-технической базы для внедрения цифровых технологий в образовательный процесс.
Приоритетным направлением расходов субсидии на реализацию Комплекса мер – 2011, формируемой за счет поступивших в областной бюджет средств федерального бюджета, являлось создание условий для качественной реализации ФГОС НОО.
Общий размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Самарской области, составил 300 млн. 659 тыс. рублей. Данные средства позволили:
оснастить 141 общеобразовательное учреждение 1506 комплектами учебно-лабораторного оборудования 8 типов, в состав которых входят интерактивные средства обучения, компьютерная техника, учебно-лабораторное оборудование, учебно-наглядные средства;
организовать экспериментальную апробацию использования в образовательном процессе мобильных электронных устройств, включающих в себя набор необходимых интерактивных инструментов с соответствующим программным обеспечением (указанное оборудование в количестве 150 единиц поставлено в общеобразовательные учреждения г.о. Тольятти);
поставить в 61 общеобразовательное учреждение Самарской области технологическое оборудование для оснащения школьных пищеблоков;
поставить 350 ноутбуков для учителей и 424 компьютера для школ.
Следует отметить, что наибольшая часть средств федерального и областного бюджетов в рамках Комплекса мер – 2011 (всего – 247 млн. 550,7 тыс. рублей), была направлена на развитие информационно-коммуникационных технологий. Это позволило превысить плановое значение показателя «Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений» (план – 3 %; факт – 7,1 %).
Направления расходов в рамках Комплекса мер – 2011

N
п/п
Направление расходования средств,
наименование вида расходов
Объемы финансирования,
тыс. рублей
Всего
из феде-рального бюджета
из област-
ного бюджета
I
Приобретение оборудования, всего
531285,0
300659
230626
В том числе:
 
 
 
1
Учебно-лабораторное оборудование
218734,3
218734,3
 
2
Компьютерное оборудование
247550,7
16924,7
230626
3
Оборудование для школьных столовых
65000
65000
 
II
Приобретение транспортных средств
для перевозки обучающихся
36305
 
36305

 
Наряду с вышеизложенным, в 2011 году в Самарской области в плановом режиме осуществлялась работа:
- по поддержке малокомплектных школ;
- по организации и проведению мероприятий, обеспечивших повышение квалификации более 1500 работников образовательных учреждений по вопросам развития автоматизированной системы управления региональной системой образования;
- по организации и проведению информационно-разъяснительной кампании по вопросам модернизации региональной системы общего образования и изменения пенсионного законодательства;
- по вопросам энергосбережения и энергетической эффективности.
Задача повышения энергоэффективности учреждений в Самарской области относится к числу приоритетных, что позволило обеспечить положительную динамику, выраженную в снижении потребления образовательными учреждениями всех видов топливно-энергетических ресурсов, и достичь следующих результатов: по приборам учета оплачивают потребляемую тепловую энергию около 90 % школ, потребление воды – около 70% школ.
Следует отметить, что активность модернизационных процессов в региональной системе образования во многом определяется уникальностью системы управления образованием, сложившейся в губернии.
С 2001 года региональная система образования работает в режиме государственного управления образовательными учреждениями, что стало возможным благодаря вхождению региона в состав учредителей муниципальных общеобразовательных учреждений. В 2011 году сложившейся системе управления образованием был придан новый импульс посредством перевода 435 муниципальных школ в разряд государственных. Данная процедура реализована в 35 из 37 муниципальных образованиях Самарской области, кроме городов Самара и Тольятти.
По своей сути создание государственных школ в Самарской области является механизмом обеспечения доступности качественного образования, реализация которого позволит:
на более качественном уровне обеспечить развитие школьной инфраструктуры;
повысить эффективность использования ресурсов, посредством выстраивания эффективной общеобразовательной сети;
нивелировать проблему дифференциации школ по качеству образования;
использовать в системе общего образования ресурсы других уровней образования (например, профессионального);
расширить степень межмуниципального взаимодействия в организации образовательного процесса.
Тем самым, ожидается не только сохранение достигнутых ранее эффектов, но и развитие регионального образования на новом более качественном уровне.
Реализация указанных мероприятий позволила региону достичь следующих показателей реализации Комплекса мер – 2011:


п/п
Наименование показателя результативности реализации Комплекса мер – 2011
Значение показателя результативности
2011 (план)
2011 (факт)
1
Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в Самарской области за IV квартал 2011 г. и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике Самарской области за I квартал 2011 г. (проценты)
100
103,9
2
Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников (проценты)
10
11,1
2.1
Начальное общее образование (проценты)
27
28
2.2
Основное общее образование (проценты)
0
0
2.3
Среднее (полное) общее образование (проценты)
0
0
3
Доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей (проценты)
18
57,4
4
Доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности учителей (проценты)
80*
24,2
5
Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений (проценты)
3
7,1
6
Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов
Положительная
Положительная

* - техническая ошибка (следует читать – 8 %)
 
Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о высокой степени эффективности использованных в Самарской области механизмов реализации основных направлений проекта: новой системы оплаты труда, нормативного подушевого финансирования, системы аттестации педагогов, модели организации дистанционного обучения и других. При этом комплексность в подходе к развитию региональной системы общего образования будет соблюдаться и в предстоящий период.
 


Раздел III. Описание реализации Комплекса мер по модернизации в 2012 году общего образования Самарской области.
Мероприятия, реализованные в рамках Комплекса мер – 2011, позволили обеспечить позитивную динамику в решении заявленных задач. В тоже время требуется осуществить дальнейшее комплексное сопровождение модернизационных процессов в системе общего образования.
По-прежнему приоритетным направлением будет являться создание условий для дальнейшего развития кадрового потенциала.
С 1 октября 2012 года Законом о бюджете Самарской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов запланировано увеличение заработной платы работникам образовательных учреждений на 6 %. В совокупности с произошедшим в 2011 году увеличением заработной платы учителям общеобразовательных учреждений (в среднем на 38 %), ожидается доведение среднего размера заработной платы данной категории работников до 106 % от среднего размера заработной платы по экономике региона.
Значимым фактором, обеспечивающим совершенствование кадрового потенциала в системе образования, является уровень развития системы повышения квалификации. В Самарской области в 2012 году будет продолжена практика финансирования учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) работников образования из средств областного бюджета следующими способами:
в рамках персонифицированной модели организации повышения квалификации на основе Именного образовательного чека (26 млн. 881 тыс. рублей);
в рамках государственного задания подведомственным учреждениям дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) работников на оказание государственной услуги Самарской области «Организация и предоставление дополнительного профессионального образования (профессиональной переподготовки и повышения квалификации)» (367 млн. 544 тыс. рублей).
Указанная модель организации повышения квалификации работников образования Самарской области позволяет не только обеспечить ежегодное повышение квалификации более чем для 20 % работников образования, но и решать качественно задачу научно-методической и организационно-информационной поддержки образовательных учреждений и их сотрудников.
В тоже время одной из важнейших задач, стоящих перед региональной системой общего образования, является внедрение с 1 сентября 2013 года во всех основных и средних общеобразовательных учреждениях Самарской области Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО). Однако качественная реализация данного направления возможна только при наличии соответствующим образом подготовленных педагогических кадров.
Учитывая необходимость подготовки в 2012 году более 3000 педагогов Самарской области к переходу на ФГОС ООО и более 1500 педагогов к переходу на ФГОС НОО, планируется организация повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений по вышеуказанным направлениям, в том числе с использованием средств федеральной субсидии в объёме 5 млн. рублей.
В 2012 году в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы на базе Самарского института повышения квалификации и переподготовки работников образования продолжится деятельность стажировочной площадки по направлению «Реализация во всех субъектах Российской Федерации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Деятельность данной стажировочной площадки направлена на повышение квалификации работников образования как внутри, так и за пределами Самарской области по таким актуальным вопросам как: «распространение моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования»; «создание основанной на информационно-коммуникационных технологиях системы управления качеством образования, обеспечивающей доступ к образовательным услугам и сервисам»; «реализация ФГОС общего образования»; «распространение моделей государственно-общественного управления образованием».
Кроме того, будет продолжена практика предоставления педагогически работникам персональных портативных компьютеров для использования в образовательном процессе. В 2012 году более тысячи учителей будут обеспечены ноутбуками.
Ожидается, что реализация вышеуказанных мер позволит существенно повысить доступность качественного образования. В тоже время комплексность данному процессу предстоит придать в результате совершенствования управленческих и материально-технических условий.
В 2012 году предполагается завершить процесс перевода муниципальных школ в разряд государственных, охватив города Самару и Тольятти. Это позволит обеспечить полноценную реализацию государственной образовательной политики на территории Самарской области.
Модернизация материально-технической базы образовательных учреждений в рамках Комплекса мер по модернизации в 2012 году общего образования Самарской области (далее – Комплекс мер – 2012) будет осуществляться посредством:
- развития системы подвоза детей, проживающих в малочисленных населённых пунктах, в крупные и хорошо оснащённые образовательные учреждения – «образовательные центры» (за счёт средств федеральной субсидии в объёме 84 млн. рублей планируется приобретение 70 школьных автобусов);
- проведения ремонтных работ в общеобразовательных учреждениях с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся (за счёт средств федеральной субсидии в объёме 178 млн. рублей; за счёт средств областного бюджета в объёме 75 млн. 681 тыс. рублей в рамках областной целевой программы «Укрепление материально-технической базы государственных учреждений, осуществляющих деятельность в сфере образования на территории Самарской области» на 2012-2013 годы);
- создания качественных условий для организации питания (за счёт средств федеральной субсидии в объёме 54 млн. рублей планируется оснащение более 60 общеобразовательных учреждений оборудованием для школьных столовых);
- приобретения и поставки в образовательные учреждения необходимого оборудования: учебно-лабораторного (за счёт средств федеральной субсидии в объёме 280 млн. рублей), спортивного (за счёт средств федеральной субсидии в объёме 75 млн. рублей; за счёт средств областного бюджета в объёме 20 млн. рублей в рамках областной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Самарской области на 2010-2018 годы») и компьютерного (за счёт средств федеральной субсидии в объёме 115 млн. рублей; за счёт средств областного бюджета в объёме 60 млн. 120 тыс. рублей в рамках областной целевой программы «Развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Самарской области» на 2012-2015 годы и в объёме 31 млн. 556 тыс. рублей в рамках субсидий общеобразовательным учреждениям на приобретение компьютерного оборудования).
Модернизация общеобразовательных учреждений посредством совершенствования компьютерного парка является значимой мерой для развития модели дистанционного обучения. Помимо этого решению данной задачи будет способствовать продолжение практики предоставления широкополосного доступа к сети Интернет всем общеобразовательным учреждениям Самарской области (за счёт средств областного бюджета в объёме 27 млн. рублей). Ожидается, что в 2012 году доля образовательных учреждений, использующих доступ к сети Интернет на скорости до 1024 Кб/с и выше, составит более 55%, что в 23 раза превышает аналогичный показатель 2007 года (2,4%).
Современной организацией принято считать ту структуру, которая применяет в своей деятельности современные технологии. Основываясь на данном принципе, а также в целях исполнения федеральных норм, устанавливающих необходимость снижения энергопотребления, в 2012 году в Самарской области планируется реализовать меры, направленные на энергосбережение в системе общего образования (за счёт средств федеральной субсидии в объёме 85 млн. рублей предполагается закупка и установка пластиковых оконных блоков более чем в 50 школах).
Значимую роль в качественной организации образовательного процесса играют учебные издания, используемые в образовательном процессе. Учитывая это, в 2012 году на приобретение учебных изданий предусмотрено 100 млн. 543 тыс. рублей из средств областного бюджета. Помимо этого пополнение фондов библиотек общеобразовательных учреждений будет осуществляться и за счёт средств федеральной субсидии (43 млн. 183 тыс. рублей). Основная часть данных средств будет направлена на закупку учебников, которые позволят в школах Самарской области обеспечить качественную реализацию ФГОС НОО и эксперимента по внедрению в 2012-2013 учебном году в общеобразовательные учреждения Самарской области ФГОС ООО.
Общий объём средств на реализацию Комплекса мер – 2012 составит 1628 млн. 518 тыс. рублей, в том числе за счёт средств областного бюджета – 709 млн. 325 тыс. рублей, за счёт средств федеральной субсидии – 919 млн. 193 тыс. рублей. Направления расходования средств представлены в приложении 1.
Кроме того, в 2012 году в рамках основной деятельности органов исполнительной власти Самарской области, в том числе министерства образования и науки Самарской области, будут осуществляться следующие направления Комплекса мер – 2012:
развитие общеобразовательной сети образовательных учреждений в ходе реализации программ реструктуризации;
развитие системы оценки качества образования посредством организации и проведения государственной итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений в новой форме (в 9-х классах) и в форме ЕГЭ, а также проведения различных научных и мониторинговых исследований и развития автоматизированной системы управления региональной системой образования;
обеспечение информационной открытости, общественного участия в управлении и контроле качества образования через совершенствование деятельности органов общественного участия в управлении образовательными учреждениями и сайтов образовательных учреждений, а также обеспечения 100-процентной публикации отчётов школ о результатах своей деятельности;
организация и проведение процедур аттестации педагогических кадров, в том числе на соответствие занимаемой должности;
создание условий для достижения выпускниками школ высокого уровня развития социальных компетенций и гражданских установок за счёт организации внеурочной деятельности обучающихся в рамках ФГОС общего образования и активизации интеграционных процессов в системах общего образования и дополнительного образования детей в результате создания государственных школ со структурными подразделениями, реализующими дополнительные общеобразовательные программы общего образования.
В целях реализации Комплекса мер – 2012 помимо действующего Закона Самарской области о бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов предстоит принять постановление и распоряжение Правительства Самарской области о реализации Комплекса мер – 2012, внести изменения в действующие нормативные правовые акты Самарской области (в частности, в постановление Правительства Самарской области от 12.10.2011 № 576 «О создании государственных бюджетных общеобразовательных учреждений Самарской области и установлении отдельных расходных обязательств Самарской области» и в постановление Правительства Самарской области от 27.10.2011 № 694, утверждающего областную целевую программу «Развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Самарской области» на 2012-2015 годы»), принять распоряжение министерства образования и науки Самарской области по обеспечению управления и мониторинга реализации Комплекса мер – 2012, его PR-сопровождению и т.д. При этом в целях реализации Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» помимо принятия вышеуказанного постановления Правительства Самарской области от 12.10.2011 № 576 осуществлено формирование государственных заданий общеобразовательным учреждениям (приказ министерства образования и науки Самарской области от 14.12.2011 № 901-од). Финансирование государственных заданий осуществляется в соответствии с нормативными подушевыми принципами.
Основными ожидаемыми результатами реализации Комплекса мер в 2012 году являются развитие кадрового потенциала отрасли «Образование», в том числе за счёт повышения заработной платы учителей, и повышение охвата детей, обучающихся в современных условиях, посредством модернизации материально-технической базы образовательных учреждений и развития сети образовательных учреждений.
Основными рисками в реализации Комплекса мер – 2012 являются: усиление социальной напряжённости, в случае отсутствия средств областного бюджета на увеличение размера заработной платы для отдельных категорий работников образовательных учреждений, которым не было обеспечено 30-процентное повышение заработной платы в 2011 году; отсутствие средств областного бюджета на стимулирование выхода учителей, достигших пенсионного возраста, с основного места работы.
Ожидаемые значения показателей реализации Комплекса мер приведены в приложении 2.
В результате реализации Комплекса мер в 2012 году должно быть обеспечено поступательное комплексное развитие региональной системы общего образования в ближайшей и среднесрочной перспективе.


Раздел IV. Информация о мерах, направленных на привлечение молодых учителей на работу в общеобразовательные учреждения.
Совершенствование учительского корпуса является важнейшим условием модернизации образования.
Несмотря на то, что в Самарской области на протяжении ряда лет большое внимание уделяется решению проблемы привлечения молодых педагогов на работу в образовательные учреждения в последние годы отмечался рост значения показателя «Доля учителей пенсионного возраста». Если в 2006/2007 учебном году доля учителей данной возрастной категории от общего числа учителей составляла 15,2%, то в 2011/2012 учебном году – 18,9%. При этом значение показателя «Доля учителей со стажем работы до 5-ти лет» продолжает стабильно оставаться на относительно невысоком уровне (в 2006/2007 учебном году – 10%; в 2010/2011 учебном году – 8,71%; в 2011/2012 учебном году – 9,1%).
В целях ежегодного восполнения потребности общеобразовательных учреждений в молодых педагогах в Самарской области реализуется ряд мероприятий.
На основании соглашения министерства образования и науки Самарской области с Поволжской государственной социально-гуманитарной академии организовано прохождение педагогической практики студентами старших курсов, обучающимися в данном учебном заведении по целевому приему, по индивидуальным учебным планам в соответствии с имеющимися вакансиями в образовательных учреждениях Самарской области. В 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Самарской области педагогическую практику проходили 133 студента старших курсов данного вуза. В 2011-2012 учебном году в Поволжской государственной социально-гуманитарной академии будет организована педагогическая практика для 131 студента, принятого по целевому набору.
В целях социальной поддержки молодежи и закрепления ее в сфере образования принято постановление Правительства Самарской области
от 29.10.2010 № 570 «О мерах социальной поддержки выпускников образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, обучающихся по педагогическим специальностям». Предоставление мер социальной поддержки выпускникам образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, обучающихся по педагогическим специальностям, осуществляется в виде выплаты в период ученичества, но не более восьми месяцев, дополнительной стипендии в размере 500 рублей в месяц и единовременного пособия на обустройство в размере 160000 рублей. На 2011 год за счет средств областного бюджета предусмотрено 16 млн. 400 тыс. рублей на 100 ученических договоров. Работа по подбору кандидатур из числа студентов, обучающихся на последнем курсе, для участия в этой программе была начата в декабре 2010 года.
В ходе отбора претендентов предпочтения отдавались: студентам педагогических специальностей, по которым в образовательных учреждениях выявлена острая нехватка кадров (учителя начальных классов, физики); студентам, обучающиеся по целевому набору; студентам, имеющим положительную характеристику с места учебы и положительную текущую успеваемость.
Помимо этого, в соответствии с разработанной Минобрнауки России программой государственной поддержки выпускников вузов (в размере 500 тыс. рублей каждому), желающих работать в школах, министерством образования и науки Самарской области был представлен перечень вакансий образовательных учреждений Самарской области для участия в конкурсе. Победителями стали 4 выпускника высших учебных заведений Самарской области 2009 и 2010 годов, которые впоследствии приступили к работе в общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности.
С 2010 года в регионе проводится фестиваль методических идей молодых педагогов, задачами которого являются:
повышение престижа педагогической профессии;
развитие кадрового потенциала системы образования;
внедрение в образовательный процесс инновационных педагогических и управленческих технологий и методик.
В 2010 году в фестивале приняли участие 52 молодых педагога, в 2011 году – 92 молодых педагога. Сумма финансирования мероприятий фестиваля из регионального бюджета в 2011 году составила 190 тыс. руб.
Помимо вышеизложенного в Самарской области разрабатываются дополнительные меры, направленные на поддержку молодых педагогов.
Так, в 2011 году в Самарской Губернской думе состоялось обсуждение нового регионального законопроекта «О государственной поддержке молодых специалистов отрасли «Образование» в Самарской области». Данный проект закона разработан с целью совершенствования мер государственной поддержки молодых педагогов и направлен на стимулирование выпускников профильных вузов и учреждений среднего профессионального образования к трудоустройству по специальности в государственные и муниципальные образовательные учреждения Самарской области. Законопроектом предлагается к уже существующим мерам поддержки начинающих педагогов: обеспечить ежемесячную выплату молодым педагогам в размере 1000 рублей в течение трех лет; компенсировать транспортные расходы молодым специалистам, работающим в сельской местности; расширить круг получателей единовременного пособия на обустройство.
Правительством Самарской области при непосредственном участии регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» в настоящее время разрабатываются механизмы реализации инициативы Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина о создании жилищных кооперативов в педагогической среде, а также о предоставлении молодым педагогам льготных условий кредитования на приобретение жилья.


Раздел V. Планируемые достижения в развитии системы общего образования Самарской области на период до 2020 года.
Одним из ориентиров для развития Самарской области на период до 2020 года является становление высокотехнологической экономики. Однако решение этой задачи неосуществимо без повышения ценности применения знаний, индивидуальности, высокой креативности. Данные качества личности не могут быть сформированы в массовом порядке в силу устарелости традиционных подходов в образовании, часто ориентирующихся на подражание, на копирование, на послушание. Таким образом, в указанный период требуется предпринять ряд значимых шагов с целью построения новой, современной системы общего образования Самарской области.
Принципиальной инновацией должна стать ориентация на достижение новых результатов, нового качества образования. Этот принцип должен быть реализован как при осуществлении реформ и проектов (в т.ч. в рамках Комплекса мер по модернизации региональной системы общего образования), так и в повседневной практике управления и преподавания. Новый этап развития школьного образования будет ориентирован на достижение нового качества человеческого капитала.
Основными качественными результатами, которые предполагается достичь к 2020 году, являются:
обеспечение готовности выпускников школ к дальнейшему обучению и деятельности в современной высокотехнологической экономике;
достижение высокого уровня развития социальных компетенций и гражданских установок у выпускников школ.
Принципиальным станет снижение в системе доли школьников, не достигающих хотя бы удовлетворительного уровня этих результатов. В качестве показателей успешной реализации намеченных планов будут рассматриваться:
снижение доли выпускников основной школы, не достигших базового уровня функциональной грамотности;
сохранение лидерских результатов самарских школьников в рамках различных федеральных исследований и требований к освоению общеобразовательных программ;
рост молодежных социально-позитивных инициатив;
снижение проявлений асоциального поведения молодежи.
Для достижения указанных результатов потребуются следующие действия.
1. Создание условий для развития кадрового потенциала посредством:
закрепления нормативным правовым актом Самарской области нормы, обеспечивающей уровень средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных учреждений не ниже средней заработной платы в экономике региона;
закрепления нормативным правовым актом Самарской области нормы, обеспечивающей уровень средней заработной платы педагогических работников, занятых в системе повышения квалификации работников образования, превышающий не менее чем на 15 % среднюю заработную плату в экономике региона;
формирования системы аттестации педагогических работников, основанной на результатах сформированности у обучающихся, воспитанников ключевых компетентностей;
повышения коэффициентов в структуре заработной платы, учитывающих квалификацию педагогических работников, осуществляющих учебный процесс: до 1,5 – для педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию; до 1,3 – для педагогов, имеющих первую квалификационную категорию;
развития механизмов привлечения лучших выпускников вузов в школы (грантовой поддержки, программ предоставления жилья и льготной ипотеки).
2. Создание современной системы оценки качества образования, включающей в себя:
регулярные исследования, опирающиеся на передовой российский и мировой опыт;
систему мониторинга, способную выявлять индивидуальный прогресс учащихся на основе их учебных и внеучебных достижений, результатов социализации учащихся;
оценку эффективности образовательных учреждений, включающей в себя контекстные показатели (характеристики контингента, территории, ресурсной обеспеченности).
3. Создание условий для качественной реализации воспитательной (социализирующей) функции общеобразовательных учреждений:
обеспечение интеграции ресурсов общего и дополнительного образования (на базе школ) для организации активной социализации учащихся;
формирование «школьной корпорации» или «школьного округа» как образовательного института и модели современного общества;
создание системы внеурочной деятельности обучающихся, позволяющей преодолеть «предметные разрывы» и осваивать целостный образ мира через различные деятельности;
формирование нового, технологического уклада школы, в том числе посредством развития системы широкополосного доступа общеобразовательных учреждений к сети Интернет (все школы должны обладать доступом к сети Интернет на скорости не ниже 2 М/б в секунду);
разработка и внедрение организационно-финансовых механизмов, обеспечивающих деятельность общеобразовательных учреждений в режиме «школы полного дня».
4. Создание системы поддерживающего обучения, в том числе для успешных учащихся, включающей в себя:
разработку финансовых механизмов, обеспечивающих распределение финансовых объёмов между образовательными учреждениями исходя из контингента обучающихся и социального окружения;
модернизацию региональной системы повышения квалификации и подведомственной системы педагогического образования в целях создания условий для формирования у любого учителя следующих умений: планирование учебных занятий на основе постановки целей; понимание смысла отдельных формулировок целей; отслеживание продвижения ученика в обучении и планирование его образовательного пути; корректировка учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями обучающегося; построение мотивирующей обратной связи с учениками;
совершенствование финансовых механизмов организации внеурочной деятельности обучающихся в рамках Федерального государственного образовательного стандарта общего образования посредством распределения финансов между учителями в зависимости от сложности педагогической деятельности;
предоставления всем школьникам, находящимся в трудной жизненной ситуации, образовательных услуг и материально-технических ресурсов для освоения Федерального государственного стандарта общего образования на бесплатной основе.
5. Создание современной материально-технической базы в системе общего образования посредством:
развития инфраструктуры, обеспечивающей доступ детей, ограниченных в передвижении, не менее чем к 20 % общеобразовательным учреждениям, в том числе не менее чем к одному общеобразовательному учреждению для каждого муниципального образования Самарской области;
оснащения всех общеобразовательных учреждений оборудованием, необходимым для реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
установки во всех общеобразовательных учреждениях приборов учёта коммунальных ресурсов.

Навигация

Вход

Имя
Пароль
 
Регистрация для учеников

Последние новости

С днем рождения!

    Ученики
    • Филиппова Анастасия (6 "Б")

    • Хорошев Роман (2 "Д")