![]() |
![]() |
МБУ «Школа № 20» | |
![]() |
|||
![]() |
Министерство науки и высшего образования РФ Министерство образования и науки Самарской области
Раздел «Противодействие коррупции» на портале Министерства образования и науки Самарской области Учредитель муниципальное образование - городской округ Тольятти в лице администрации городского округа Тольятти Адрес:445011, Россия, г. Тольятти, пл. Свободы, 4 Телефон: 8(8482) 54-32-66 Факс: 8(8482) 54-36-66
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
|
Урок"Моделирование как метод познания", Афанасьева Е.Н., 10 класс
Администрация, 15 Февраль 2012, изменено: 15 Февраль 2012
Тема: Моделирование как метод познания.Информационные модели.Тип урока: Урок объяснения нового материала и первичного закрепления знаний. Цели урока: Обучающая: - сформировать у учащихся понятие моделирования как метода познания; - сформировать у учащихся понятия «модель», «моделирование», «информационная модель»; - научиться строить информационные модели (словесные, графические и табличные) - организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях. Развивающая: - помочь учащимся осознать социальную и практическую значимость учебного материала; - обеспечить развитие у школьников умений классифицировать познавательные объекты; - создать условия для развития у школьников умения работать во времени. Воспитывающая: - осуществлять эстетическое воспитание; - способствовать обогащению внутреннего мира школьников.
Задачи урока: применение теоретических знаний на практике
Знать: Понятие модели Классификацию моделей по типам Зависимость между правильным выбором модели и получением верного результата Необходимость уточнения модели для получения более точного результата Уметь: Выделить исходные данные и результаты в простейших моделях Строить простейшие компьютерные модели Анализировать соответствующие модели и исходные задачи
Методы: Информационный (словесный) Наглядный Иллюстративный. Практический
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: доска, компьютерная презентация, раздаточный материал, проектор, компьютеры, ПО: MS Office - Word’2003, Excel’2003; графический редактор Paint.Моделирование как метод познания.ppt Этапы урока:
- обобщение и систематизация понятий для выполнения практической работы (5 минуты); Ход урока:1. Организационная часть - приветствие - проверка отсутствующих 2. Актуализация деятельности учащихся - объявление плана урока: ведение нового понятия, первичное закрепление, практическая работа, подведение итогов, задание на дом Рассказ учителя сопровождается компьютерной презентацией. Учитель: В своей деятельности человек очень часто использует модели. Приведите примеры моделей. (Слайд 1) (модель машины, макет здания, фотомодель, и т.д.) А что же такое модель? Ученики дают свои варианты ответов. 3. Введение нового материала Учитель: запишем определение модели в тетрадь: (Слайд 2) Модель – это новый упрощенный объект, который отражает существенные стороны реального объекта, процесса или явления.
Учитель: Анализ модели и наблюдение за ней позволяют познать суть реального, более сложного объекта, процесса или явления.
- Почему возникает необходимость строить модель, а не исследовать сам оригинал? Ученики дают свои варианты ответов. Рассмотрим причины создания моделей: (Слайд 3) 1. В реальном времени оригинал может уже не существовать или его нет в действительности. (пример, теория вымирания динозавров). 2. Оригинал может иметь много свойств и взаимосвязей. Для изучения конкретного свойства иногда полезно отказаться от менее существенных. (пример, карта местности, модель живых организмов) 3. Оригинал либо очень велик, либо очень мал. (пример, глобус, модель атома) 4. Процесс протекает очень быстро или очень медленно. (пример, модель двигателя внутреннего сгорания, геологические модели) 5. Исследование объекта может привести к его разрушению. (пример, модель самолета).
Учитель: Процесс построения моделей для исследования и изучения объектов, процессов, явлений называется моделирование. (Слайд 4) Запишем определение моделирования в тетрадь. Итак, объектов моделирования, как мы только что с вами убедились, огромное количество. И для того, чтобы ориентироваться в их многообразии, необходимо их классифицировать, т.е. это систематизировать, разделять объекты на родственные группы, имеющие один или несколько общих признаков. Существуют различные способы классификации: по области использования, по временному фактору, по способу представления. По временному фактору: (Слайд 6) МОДЕЛИ
Статические Динамические Срез информации Срез информации на данный момент во времени времени
Рассмотрим классификацию по способу представления. (Слайд 7) Заполним таблицу в тетради. Приведите примеры каждого вида моделей.
Классификации информационных моделей по форме представления: (Слайд 8) 1. Словесные модели (устные и письменные описания и т.д.). 2. Математические модели (математические формулы и т.д.). 3. Геометрические модели (графические формы и объемные конструкции и т.д.). 4. Структурные модели (схемы, графики, таблицы и т.д.). 5. Специальные модели (ноты, химические формулы и т.д.)
4. Первичное закрепление полученных знаний: Учитель: Выполните задание устно: (Слайд 9) 1) Какие из следующих моделей являются материальными, а какие информационными? - Математическая формула - Манекен - Муляж - Сборочный чертеж - Оглавление книги - Блок-схема алгоритма - Авиамодель - Карта местности Ответ:
2) Составьте различные информационные модели квадрата. Ответ: чертеж, текст, формула. (Слайд 10)
5. Физминутка: упражнения для глаз.
6. Практическая работа на компьютере. Учащимся раздаются технологические карты практической работы. Учитель: Все получат оценки за практическую работу на уроке. 1 модель – оценка «3», 2 модели – оценка «4», 3 модели – оценка «5»,
Задания для практической работы. 1. Создать графическую модель светофора в графическом редакторе Paint
2. Создать словесную модель человека в текстовом редакторе Word.
3 .Создать табличную модель расписания уроков в электронных таблицах Excel.
7. Домашнее задание. Учащимся предлагается выполнить проект. Задание на дом: Карта учебного проекта для домашнего задания.
8. Итог урока. Сегодня мы с вами познакомились с понятиями модель и моделирование, рассмотрели разные способы классификации моделей. Все получают оценки за практическую работу на уроке.
Технологическая картаПрактическая работа «Разработка моделей»
1. Модель светофора в графическом редакторе Paint
- создать в правой части окна редактора графические примитивы: круг, треугольник, прямоугольник - выделяя нужный объект, скопировать его нужное число раз (выделить объект, Правка-Копировать, Правка-Вставить, перенести на нужное место) - раскрасить полученный рисунок - анализ результатов: похожи ли однотипные фигуры друг на друга, т.е. создавались они копированием или рисовались заново; раскрасился ли рисунок, нет ли «дырок», неровностей
2. Модель человека в текстовом редакторе Word Параметры моделирования: - фамилия, имя, отчество объекта; - черты лица, рост, вес; - хобби объекта.
3. Моделирование расписания уроков в электронных таблицах Excel В ячейки B1 – F1 внести дни недели. В ячейки A2 – A7 внести номера уроков. В ячейки B2 – F7 внести соответствующие предметы.
|
|
Главная |