МБУ «Школа № 20»
Школьный портал
       
Урок"Моделирование как метод познания", Афанасьева Е.Н., 10 класс
Администрация, 15 Февраль 2012, изменено: 15 Февраль 2012

Тема: Моделирование как метод познания.

Информационные модели.

  Тип урока: Урок объяснения нового материала и первичного закрепления знаний.

                         Информационные модели.ppt

 Цели урока:

Обучающая:

- сформировать у учащихся понятие моделирования как метода познания;

- сформировать у учащихся понятия «модель», «моделирование», «информационная модель»;

- научиться строить информационные модели (словесные, графические и табличные)

- организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях.

Развивающая:

- помочь учащимся осознать социальную и практическую значимость учебного материала;

- обеспечить развитие у школьников умений классифицировать познавательные объекты;

- создать условия для развития у школьников умения работать во времени.

Воспитывающая:

- осуществлять эстетическое воспитание;

- способствовать обогащению внутреннего мира школьников.

 

Задачи урока: применение теоретических знаний на практике

 

Знать:

Понятие модели

Классификацию моделей по типам

Зависимость между правильным выбором модели и получением верного результата

Необходимость уточнения модели для получения более точного результата

 Уметь:

Выделить исходные данные и результаты в простейших моделях

Строить простейшие компьютерные модели

Анализировать соответствующие модели и исходные задачи

 

Методы:

Информационный (словесный)

Наглядный

Иллюстративный.

Практический

 

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

 

Оборудование: доска, компьютерная презентация, раздаточный материал, проектор, компьютеры, ПО: MS Office - Word’2003, Excel’2003; графический редактор Paint.Моделирование как метод познания.ppt

 Этапы урока:


 - постановка цели урока и мотивация учебной деятельности (2 минута);
- введение нового материала (15 минут);
- физическая минутка (1минута);

- обобщение и систематизация понятий для выполнения практической работы (5 минуты);
- практическая работа (15 минут);
- подведение итогов урока (2 минуты).

Ход урока:

 1. Организационная часть

- приветствие

- проверка отсутствующих

2. Актуализация деятельности учащихся

- объявление плана урока: ведение нового понятия, первичное закрепление, практическая работа, подведение итогов, задание на дом

Рассказ учителя сопровождается компьютерной презентацией.

Учитель: В своей деятельности человек очень часто использует модели. Приведите примеры моделей. (Слайд 1)

(модель машины, макет здания, фотомодель, и т.д.)

А что же такое модель?

Ученики дают свои варианты ответов.

3. Введение нового материала

Учитель:  запишем определение модели в тетрадь: (Слайд 2)

Модель – это новый упрощенный объект, который отражает существенные стороны реального объекта, процесса или явления.

 

Учитель: Анализ модели и наблюдение за ней позволяют познать суть реального, более сложного объекта, процесса или явления.

 

- Почему возникает необходимость строить модель, а не  исследовать сам оригинал?

Ученики дают свои варианты ответов.

Рассмотрим причины создания моделей: (Слайд 3)

1. В реальном времени оригинал может уже не существовать или его нет в действительности. (пример, теория вымирания динозавров).

2. Оригинал может иметь много свойств и взаимосвязей. Для изучения конкретного свойства иногда полезно отказаться от менее существенных. (пример, карта местности, модель живых организмов)

3. Оригинал либо очень велик, либо очень мал. (пример, глобус, модель атома)

4. Процесс протекает очень быстро или очень медленно. (пример, модель двигателя внутреннего сгорания, геологические модели)

5. Исследование объекта может привести к его разрушению. (пример, модель самолета).

 

Учитель:  Процесс построения моделей для исследования и изучения объектов, процессов, явлений называется моделирование. (Слайд 4)

Запишем определение моделирования в тетрадь.

Итак, объектов моделирования, как мы только что с вами убедились, огромное количество. И для того, чтобы ориентироваться в их многообразии, необходимо их классифицировать, т.е. это систематизировать, разделять объекты на родственные группы, имеющие один или несколько общих признаков.

Существуют  различные способы классификации: по области использования, по временному фактору, по способу представления.

По временному фактору: (Слайд 6)

                                                 МОДЕЛИ

   

                        Статические                         Динамические

                        Срез информации                   Срез информации

                        на данный момент                 во времени

                        времени

 

Рассмотрим классификацию по способу представления. (Слайд 7)

Заполним таблицу в тетради.

Приведите примеры каждого вида моделей.

 

Модель

Материальные

Информационные

Знаковые

Вербальные

Компьютерные

Некомпьютерные

Детские игрушки, чучела птиц, карты, макеты, опыты

Рисунки, чертежи, графики, созданные с помощью программного обеспечения

Рисунки, чертежи, графики, созданные вручную

Мысленный образ

Классификации информационных моделей по форме представления: (Слайд 8)

1.      Словесные модели (устные и письменные описания и т.д.).

2.      Математические модели (математические формулы и т.д.).

3.      Геометрические модели (графические формы и объемные конструкции и т.д.).

4.      Структурные модели (схемы, графики, таблицы и т.д.).

5.      Специальные модели (ноты, химические формулы и т.д.)

 

4. Первичное закрепление полученных знаний:

Учитель: Выполните задание устно: (Слайд 9)

1)      Какие из следующих моделей являются материальными, а какие информационными?

-  Математическая формула

- Манекен

- Муляж

- Сборочный чертеж

- Оглавление книги

- Блок-схема алгоритма

- Авиамодель

- Карта местности

Ответ:

схема модель

2) Составьте различные информационные модели квадрата.

Ответ: чертеж, текст, формула. (Слайд 10)

 элемент декора розовый квадрат                             КВАДРАТ                 S=a2

 

 

5. Физминутка: упражнения для глаз.

 

 

6.  Практическая работа на компьютере.

Учащимся раздаются технологические карты практической работы.

Учитель: Все получат оценки за практическую работу на уроке. 

1 модель – оценка «3»,

2 модели – оценка «4»,

3 модели – оценка «5»,

 

Задания для практической работы.

1. Создать графическую модель светофора в графическом редакторе Paint

 

2. Создать словесную модель человека в текстовом редакторе Word.

 

3 .Создать табличную модель расписания уроков в электронных таблицах Excel.

 

7. Домашнее задание. Учащимся предлагается выполнить проект.

Задание на дом: Карта учебного проекта для домашнего задания.

 

 

 

Предмет

Информатика и ИКТ

Тема

Информационные модели

Тип урока

Изучение новой темы

Соответствующий этап проектной деятельности

Аналитический

Практический

Презентационный

Контрольный

«Место выполнения»

Домашнее задание

Формируемые умения

Коммуникативные:

взаимодействовать в группе, работа с аудиторией

Информационные: структурирование информации, выделение главного, представление в различных формах

Мыследеятельностные:

выдвижение идеи, выбор способа представления информации, планирование необходимых  действий, рефлексия, самоанализ

Технологические:

выполнение запланированных технологических операций.

Задание учащимся

1. В группе (2 учащихся) приготовить продукт -  информационную модель

Варианты:

1)      ученика вашего класса;

2)      пациента ветеринарной лечебницы;

3)      квартиры жилого дома;

4)      книги в библиотеке.

Требования

к работе

- Формат А-4,

-отразить различные формы информационной модели (не менее 3-х)

- представить модели на уроке

Критерии оценки

- содержательность  и грамотность  представленной информации

 - привлекательное оформление (творчество)

Вопросы для рефлексии учащихся

- Какие умения развивали при выполнении  этого задания?

- Что показалось в работе наиболее сложным? Почему?

- Что оказалось наиболее интересным в работе? Почему?

- Что больше всего понравилось в работе других?

 

 

 

8.      Итог урока.

Сегодня мы с вами познакомились с понятиями модель и моделирование, рассмотрели разные способы классификации моделей.

Все получают оценки за практическую работу на уроке. 

 

 

Оценка

«5»

«4»

«3»

Количество

учащихся

9

4

 

Средний балл

4,7

 

 

Технологическая карта

Практическая работа «Разработка моделей»

 

1. Модель светофора в графическом редакторе Paint

элемент декора светофор

 

- создать в правой части окна редактора графические примитивы: круг, треугольник, прямоугольник - выделяя нужный объект, скопировать его нужное число раз (выделить объект, Правка-Копировать, Правка-Вставить, перенести на нужное место)

- раскрасить полученный рисунок

- анализ результатов: похожи ли однотипные фигуры друг на друга, т.е. создавались они копированием или рисовались заново; раскрасился ли рисунок, нет ли «дырок», неровностей

 

2. Модель человека в текстовом редакторе Word

Параметры моделирования:

- фамилия, имя, отчество объекта;

- черты лица, рост, вес;

- хобби объекта.

 

3. Моделирование расписания уроков в электронных таблицах Excel

В ячейки B1 – F1 внести дни недели.

В ячейки A2 – A7 внести номера уроков.

В ячейки B2 – F7 внести соответствующие предметы.

 

 

 

 

 

 

На картинке надпись: Госуслуги на все случаи жизни

 На картинке надпись: Региональный портал государственных услуг

 

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
 
  Главная    
Яндекс.Метрика