![]() |
![]() |
МБУ «Школа № 20» | |
![]() |
|||
![]() |
Министерство науки и высшего образования РФ Министерство образования и науки Самарской области
Раздел «Противодействие коррупции» на портале Министерства образования и науки Самарской области Учредитель муниципальное образование - городской округ Тольятти в лице администрации городского округа Тольятти Адрес:445011, Россия, г. Тольятти, пл. Свободы, 4 Телефон: 8(8482) 54-32-66 Факс: 8(8482) 54-36-66
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
|
Урок "Размножение и индивидуальное развитие организмов",Хоменко Т.И., 10класс
Администрация, 23 Апрель 2012, изменено: 23 Апрель 2012
Тема "Размножение и индивидуальное развитие организмов" 10 класс.
Формировать знания о размножении индивидуальном развитии организмов. Продолжить формирование умения сравнивать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи. Задачи: Углубить и закрепить знания о сущности и биологической роли размножения; проверить усвоение знаний о формах размножения, цитологических основах полового и бесполого размножения. Углубить и конкретизировать знания о мейозе; углубить и расширить знания об организме как системе, реализующей в онтогенезе свою генетическую программу. Проверить знание особенностей развития организмов: эмбрионального, постэмбрионального. Корректировать знания учащихся по теме.
Зачётно–обобщающий урок. Средства обучения: кодоскоп, кодотранспаранты, "Размножение и развитие", видеофильм «Размножение и развитие», таблицы "Жизненный цикл клетки", "Удвоение молекулы ДНК" «Митоз», «Мейоз», модель- аппликация "Деление клетки".
Ход урока
1.Вводное слово учителя о задачах урока. 2.Основная часть.
Задание. Заполните таблицу.( Задание в пакетах. В течение 2 мин учащиеся заполняют таблицы, затем - проверка и обсуждение результатов 1 вариант
2 вариант
3 вариант
Обсуждение вопросов домашнего задания: Необходим ли пол? В каких случаях половое размножение оказывается благом? (Заслушиваем небольшие, на 2-3 мин , выступления учащихся.)
ВЫВОД: 1.Выделяют две основные формы размножения: бесполое и половое. 2.Существующее многообразие форм и способов размножения обеспечивает непрерывность и преемственность жизни. 3. Различные формы и способы размножения живых организмов обеспечивают их приспособление к среде обитания.
Блок 2. Митоз и мейоз
В 1885 г. Рудольф Вирхов провозгласил: "Каждая клетка - из клетки".
Непрерывность жизни организмов обеспечивается процессами деления клеток. (работа с моделью аппликацией «Деление клетки») Разместить аппликации на магнитной доске в определенной последовательности согласно этапам деления клетки.
Внимание на экран! (Демонстрация кодотранспаранта "Жизненный цикл клетки". Назовите фазы митоза, обозначенные цифрами 1-4, кратко охарактеризуйте каждую. Какие фазы относятся к цитокинезу, а какие - к кариокинезу?)
Учитель. Какое биологическое значение имеют мейоз и митоз в размножении организмов и сохранении относительного постоянства видов?
Программированный опрос
За каждым столом - два варианта: 1 вариант - митоз (2, 3, 4, 9, 10, 11, 14); 2 вариант - мейоз (1, 2, 5, 6, 7, 8, 12, 13). (Зачитываются вопросы и утверждения, учащиеся записывают номера, если они относятся к их варианту. Вопросы и утверждения 1. Какой процесс имеет место при созревании гамет? 2. Перед началом деления удваивается ДНК. 3. Ядро клетки делится один раз. 4. Образуются соматические клетки. 5. Имеет место кроссинговер. 6. В результате процесса образуются гаметы. 7. Гомологичные хроматиды конъюгируют. 8. Ядро делится два раза. 9. Образующиеся клетки имеют диплоидный набор хромосом. 10. Конъюгация гомологичных хромосом отсутствует. 11. Типичное деление клеток. 12. Имеет место редукционное деление. 13. Создаётся возможность возникновения в гаметах новых генных комбинаций. 14. Дочерние клетки содержат столько же хромосом, что и материнская. (Учащиеся обмениваются работами и проверяют друг друга. Корректировка неправильных ответов)
ВЫВОДЫ:
1.Все новые клетки образуются путём деления уже существующих. 2.В основе всех форм бесполого размножения лежит митотическое деление клетки.
Блок 3. Половой процесс. Гаметогенез "Ещё, и ещё, и ещё. Это вечное стремление Вселенной рождать и рождать. Вечно плодородное движение мира. Из мрака выходят двое, они несхожи, но равны: Вечно материя вечно рост, вечно явление пола, Вечно ткань из различий и тождеств, вечноЗарождение жизни." Уолт Уитмен, 1855
Учитель. Итак, мы знаем, что половое размножение характеризуется наличием полового процесса, одним из важнейших этапов которого является слияние половых клеток, или гамет - специализированных гаплоидных клеток.
Вопросы для работы по кодотранспарантам "Гаметогенез у животных. Оплодотворение у животных")
1. Как образуются гаметы? В чём состоят основные различия развития сперматозоидов и яйцеклеток? 2. Назовите основные отличия сперматозоидов и яйцеклеток. 3. Докажите, что строение и функции половых клеток тесно связаны.
Задание. Выберите правильное утверждение.
1 вариант
1. При гаметогенезе мейотическое деление происходит в зоне: а) роста; б) размножения; в) созревания. 2. Для сперматогенеза характерно: а) выраженный период роста; б) Выраженный период формирования; в) образование четырех сперматид из одного сперматоцита. 3.Для яйцеклетки характерны: а) акросома; б) желток, в)интенсификация обменных процессов. 4.Отличительными признаками гамет являются: а)гаплоидность; б) возникновение в результате митоза; в)диплоидность. 5.Процессу оплодотворения способствует: а) акросома; б) желток в ооплазме; в) гаплоидный набор хромосом.
2 вариант
1 Для овогенеза не характерна зона: а) роста; б) формирования; в) размножения. 2.Для сперматозоидов характерны: а) желток; б) акросома; в) жгутик. 3.Для оогенеза характерны: а) выраженный период роста; б) выраженный период формирования; в) Образование четырёх яйцеклеток из одного ооцита первого порядка. 4. Акросома - это: а) одна из органелл яйцеклетки; б) органелла сперматозоида, растворяющая мембрану яйцеклетки при оплодотворении; в) кольцевое тельце, образующееся из аппарата Гольджи.
ВЫВОДЫ
1. Гаметы - высокоспециализированные клетки с гаплоидным набором хромосом. 2. Главным событием гаметогенеза является период созревания - мейоз, в результате которого образуются гаплоидные клетки.
Блок 4. Оплодотворение. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Демонстрация фрагмента видеофильма "Размножение и развитие" (Оплодотворение).
Учитель. "Из сотен миллионов Посланцев лишь один выполнит предназначение. Их выбросили из другого мира, чтобы они нашли. И они шли - против течения, различая едва уловимые флюиды, исходящие от Цели. Они сильны были и числом и стремлением. Они нашли Цель. Сейчас они все готовы войти,. но войдет только один. И как только он нарушит целостность тонкой мембраны, другие для Неё перестанут существовать. Они шли не зря, но они не достигнут цели. Первый всегда один. Благословен Посланец, нашедший кому отдать…"
Вопросы1. Что такое оплодотворение? 2. В чём заключается биологическое значение оплодотворения.
Биологический диктант (первый вариант нечётные номера, второй – чётные).
1. Что такое сингамия? 2. Как называется оплодотворённая яйцеклетка? 3. Какой процесс начинается в оплодотворенной яйцеклетке? 4. Чем этот процесс отличается от мейоза? 5. Как называется первая стадия в развитии зародыша? 6. Что для характерно для первой стадии развития зародыша? 7. Как называется вторая стадия в развитии зародыша? 8. Какие слои в эмбрионе различаются на второй стадии развития? 9. Что развивается из мезодермы? 10. На какие этапы можно разделить онтогенез? 11. Чем отличается постэмбриональное развитие воробья и бабочки? 12. Какое значение имеет развитие с метаморфозом?
3. Заключительный этап Выставление оценок за работу на уроке.
Ответы на вопросы "Итоговой анкеты" для определения готовности учащихся к предстоящей контрольной работе. Итоговая анкетаКакие вопросы изученной темы показались вам а) наиболее интересными и познавательными; б) вызвали затруднения в понимании; в) Не заинтересовали вас, были скучными; г) ваши знания по ним нуждаются в доработке; д) хотелось бы получить дополнительную информацию.
Дома: повторить §34, вопросы 3,4; §37, вопросы 1-4. |
|
Главная |