Поиск по сайту

Баннер официального ресурса Министерства образования и науки Российской Федерации МОи НСО информацияприём в школу Изображение

Портал государственных услуг Российской Федерации  

Графический файл не найденБаннер официального портала мэрии городского округа Тольятти 

Учредитель  муниципальное образование - городской округ Тольятти

в лице мэрии городского округа Тольятти

Единый урок безопасности в Интернет

Урок по теме «Униженные и отринутые дети»(по роману Ф.М. Достоевского),Дорошева Н.С.,10класс

Автор: Администрация, опубликовано: 24 Апрель 2012

       

Цель урока: показать то, что чудовищная преступность общества проявляется прежде всего в том, что « льются и льются детские слёзы».

 Оборудование урока: картины Н. Ярошенко «Студент», В.Перова «Тройка», В.Маковского «На побывку к сыну»; карточки с заданиями для групп; технологическая карта (по В.М. Монахову).

                                                              Ход  урока

 1)Вступление учителя:

   
    Достоевский не хотел  и не мог верить в то, « чтобы зло было нормальным состоянием людей». Все его романы стали романами духовных исканий, поисков целей и смысла  жизни, романами, решающими вопросы совести, веры, безверия, нравственного смысла человеческих поступков.

   По силе, глубине психологических характеристик романы Достоевского близки трагедиям Шекспира.

   Вспомните трагический образ Катерины Ивановны… Вы услышите каждое её слово, каждый вздох, услышите её чахоточный кашель, особенности интонации, увидите фигуру, каждое движение.  Образ этой женщины – испепеляющая сила протеста, боли и гнева!

   Настасья Филипповна – трагический образ надломленной красоты.

   Невинные страдания кротких, гордых женщин и несчастных детей всегда мучили Ф.М. Достоевского. «…Не люблю…когда ребёнок задумывается», - с тревогой говорит герой первого романа Достоевского, видя, как горе и бедность гасят детскую беспечность.

   Невыразимой болью пронизан роман «Братья Карамазовы». Вспомните сон Дмитрия… Он видит сгоревшую деревню, худых баб с коричневыми лицами, слышит,  как плачет иззябшее голодное «дитё», и Дмитрию хочется «всем сделать что-то такое, чтобы не плакало  больше дитё, не плакала бы и чёрная , иссохшая мать… чтоб не было вовсе слёз от сей минуты ни у кого…»

   Но как изменить этот страшный мир, писатель не знал, он только не хотел и не мог верить в то, «чтобы зло было нормальным состоянием людей».

   Тема «Униженные и отринутые дети» ( по роману «Преступление и наказание»), на первый взгляд,  частная, на самом деле чрезвычайно важная, это один из лейтмотивов романа и шире – творчества Достоевского. Речь идёт о том, как изображаются в романе судьбы детей.

 

   ( Хорошо использовать картины В.Перова «Тройка» и В. Маковского «На побывку к сыну»).

 

2)По этой теме можно работать в группах. Группа может быть от двух человек до двенадцати. Для этого предлагаю 6 формул (схем).

   Формула (схема) №1.

   Группа получает одно и то же задание,  Результат сдаётся учителю или его оглашает спикер, остальные дополняют, исправляют.

   Вопрос: Обвиняя мир в жестокости, Раскольников говорит о детях. Как звучит тема «А дети-то?» в первом разговоре с Соней?

   Формула (схема) №2.

   Группы получают разные задания, потом отчитываются перед классом или спикеры по кругу обходят все группы, работая с каждой.

   Вопросов  может быть несколько,   предлагаю два.

   1 вопрос: Как во сне Раскольникова раскрывается  справедливый мир детской души?

   2 вопрос: Контраст чистого духовного облика Сони и её грязной профессии.

   Формула (схема) №3.

   Учащиеся получают разные задания, работающие на один общий результат.

   1 вопрос: Как подействовала на Раскольникова встреча с Катериной Ивановной и её детьми?

   2 вопрос: Почему у Раскольникова укрепилась уверенность в его теории: пролитие  «крови по совести» после встречи с обманутой девочкой на бульваре – во имя искоренения зла?

   3 вопрос: Раскольников с негодованием думает о тех учёных -социологах, которые утверждают, что известный процент людей в обществе должен гибнуть, и считают это нормальным. Для Достоевского-гуманиста за словом «процент» стоит загубленная детская жизнь.

   Согласны ли вы,  что Раскольников, как и Достоевский, видит в детях и чистоту, и доброту, и свет, которые утрачены взрослыми. Да? Нет? Изложите свою точку зрения.

   Формула (схема) № 4.

   Лови ошибку! Даётся серия цитат, есть ошибки. Найти их. Аргументировать ответ.

   Формула (схема) № 5.

   Мозговой штурм: решение творческой задачи: 15-20 минут. Главная цель – наработать как можно больше решений. Спикер всё фиксирует рисунками, ключевыми словами. Создаётся банк идей. Это активная форма работы. Дети учатся активно и чётко выражать свои мысли. Учатся слушать и слышать. Учителю легко поддержать слабого ученика. Не должно быть критики. Работа будет иметь успех, если предложить много решений.

   Достоевский живёт со своими героями напряжённой титанической жизнью. Его называют писателем-психологом. Подтвердите это анализом одного из эпизодов.

   Формула (схема) № 6.

   Задание на дом по группам . Создать психологический портрет литературного героя по произведениям Достоевского:

   1. Роман «Униженные и оскорблённые».

   2. Роман «Преступление и наказание».

   3. Роман «Братья Карамазовы».

   4 .Роман «Идиот».

   Каждая группа готовит газету, дидактический материал «Я работаю со словом»(например,  смысл слова «идиот» - идущий другим путём; разгадка имени Настасья Филипповна Барашкова: имя сформировано ветхозаветным  эпизодам – отменённое жертвоприношение Исаака – это замена жертвенным барашком (об этом автор напоминает образом героини), новозаветный эпизод : Иисус приносит себя в жертву, уподобляясь агнецу, меняясь с ним местами – « сын человеческий становится жертвенным барашком, Настасья Филипповна , как и Христос, отменяет жертвенного барашка и сама становится им, к тому же её имя Настасья (Анастасия) означает «воскресшая»). Можно поразмышлять и над другими именами.

 

   3)Заключительная часть урока  - работа по технологической карте по теме «Раскольников – страдалец за человечество или неудавшийся Наполеон?»

   Работа по технологическим картам  В.М.Монахова – это переход от ансамбля к соло.

   Эти карты помогают выявить уровень подготовленности каждого ученика, проследить темпы его

продвижения в обучении, предупредить неуспеваемость. Карта даёт возможность добывать  знания самостоятельно. Для проверки знаний на «стандарт» предлагаются 1- 2 задания. Для проверки умений оперировать изученным предлагается 3 задание, 4 задание  позволяет установить,  насколько свободно и уверенно  ученик владеет знаниями и может проявить свой творческий потенциал.

 

                              

    Возможный вариант ТК

                                                                                       

                        

Тема: Творчество Ф.М.Достоевского (11 часов)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Время

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л/структура

В1

В1

В1

В2.Д1

В2

В3.Д2

В3

В3

В3.Д3

Р.Р.

Р.Р.

Примечание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     Предлагаю возможную диагностику по  В3.

Тема: Раскольников – страдалец за человечество или неудавшийся  Наполеон?

  

Целеполагание

Диагностика

Коррекция

В3. Уметь излагать свою точку зрения на проблемы, которые ставит Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание».

Д 1. 1)Когда Раскольников испытывает чувство раскаяния?

 

 

Д 1. 2)Почему Достоевский сказал: «Их воскресила любовь?»

 

 

 

 

Д 1. 3)Можно ли согласиться с трактовкой романа кинорежиссёром  Л.А. Кулиджановым: « Раскольников не утверждает свою личность,  а разрушает её…»

 

Д 1. 4)Георгий Тараторкин (исполнитель роли Раскольникова) сказал: «…в мире льётся кровь направо и налево…нельзя, чтобы в нашем мире… утверждалось раскольниковское право на насилие». Как понимаете эти слова? Кто режиссёр последнего фильма по роману «Преступление и наказание»? Сравните фильм с экранизацией Л.А. Кулиджанова.

Обратить внимание на пейзаж в эпилоге ( эмоциональный фон заключительной сцены).

 

Обратить внимание на эпитет: «бесконечное счастье», «бесконечно любит», «бесконечные источники жизни».

 

 

 

 

 

 

 

Вспомните, какие законы морали, нравственности вы знаете.

 

  

   Во время диагностики дети выбирают задания: повышается мотивация у слабых учащихся. На работу на уроке предлагается 5-7 минут.  В такой работе могут проявить себя «молчуны» и получить очень хорошие оценки, так как вопрос о тревожности снят. Повышается самооценка, а это очень важно для учащихся.

 

Литература: Ш.А.  Амонашвили, «Единство цели», М., «Просвещение», 1987; А.А, Гин, «Приёмы педагогической техники», Пособие для учителей, 2007.

 

Примечание: Владимир Кошевой  -  исполнитель роли Раскольникова в последнем фильме (8 серий )по «Преступлению и наказанию». Режиссёр – Дмитрий Светозаров. Фильм снят в 2007 году.

 

 

 

Навигация

Вход

Имя
Пароль
 
Регистрация для учеников

Последние новости

С днем рождения!

    Ученики
    • Асадуллина Алина (8 "Б")

    • Кузнецова Екатерина (9 "Д")

    • Масенькин Дмитрий (3 "В")

    • Подлескова Инна (4 "Б")