Поиск по сайту

Баннер официального ресурса Министерства образования и науки Российской Федерации МОи НСО информацияприём в школу Изображение

Портал государственных услуг Российской Федерации  

Графический файл не найденБаннер официального портала мэрии городского округа Тольятти 

Учредитель  муниципальное образование - городской округ Тольятти

в лице мэрии городского округа Тольятти

Единый урок безопасности в Интернет

Урок технологии, 7 класс, Хоменко П.Г.

Автор: Администрация, опубликовано: 18 Февраль 2014
 

 Тема урока: «Устройство токарно — винторезного станка ТВ - 7».

 
 Цель урока: Ознакомить учащихся с назначением и устройством
                         токарно — винторезного станка.
 
 Тип урока:  комбинированный.
Оборудование: Токарные станки, токарные резцы, подкладки для резцов, штангенциркуль, заготовки.
 Наглядные пособия: образцы изделий, учебные таблицы: «Устройство токарного станка по древесине», «Устройство токарно-винторезного
                                          станка», таблицы по правилам безопасности при работе на станке, карточки с изображением кинематической схемы станка,
                                          карточки с инструкцией для самостоятельной работы с учебником, мультимедийный проектор, компьютер,
                                          экран, презентация "Устройство станка".
Методы обучения: устный опрос, беседа, рассказ, объяснение с демонстрацией наглядных пособий, показ приемов работы учителем, практическая
                                       работа, работа в парах.
 
Межпредметные связи: физика, черчение.
 
Оформление доски: тема урока, новые термины, таблицы, домашнее задание.
 
                                        Ход урока
 
 Организационный момент: Приветствие, проверка посещаемости, назначение дежурных, проверка готовности к уроку,
                                                                                        сообщение  темы урока.     
  Активация знаний: 1. Какие виды механических передач вы знаете?
                     2.Назовите основные узлы токарного станка по древесине.
                     3. Какая машина называется технологической?
 Актуализация знаний: После активации знаний о токарном станке по древесине,
                         ставится проблемный вопрос: В чём особенности
                         устройства и назначения токарно-винторезного станка ТВ-7 в
                         сравнении с ранее изученным токарным станком по древесине
                         СТД-120М.
Сообщение цели урока: Изучить назначение и устройство
                     токарно -винторезного станка.
 
 Изучение нового материала:
 
   Введение. Токарно-винторезный станок - это технологическая машина, которая входит в группу металлорежущих станков и является одним из самых распространённых и универсальных. В ткарно – винторезном станке, как в любой технологической машине, есть электродвигатель, передаточный механизм и рабочий орган. В нашей школьной мастерской применяется токарно-винторезный станок ТВ-7. Необходимо знать его устройство и принцип работы основных частей.
 
1.      Рассказ учителя о назначении станка с демонстрацией образцов изделий с цилиндрической, конической и фасонной поверхностями. Перечисляются виды операций, выполняемых на станке.
2. Объяснение с показом основных деталей и узлов токарного станка на станке, плакатах и кинематической схеме: станина, две тумбы, а затем в последовательности передачи движений в станке – электропривод (электродвигатель и ремённая передача), коробка понижающая, передняя бабка, коробка подач, фартук суппорта, а затем сообщается о задней бабке, электрооборудовании и защитных устройствах. 
   
 Содержание изучаемого материала.
 
- Станина – является базовым узлом, на котором, за исключением привода
монтируются все остальные узлы и механизмы станка. Станина – литая, чугунная,
коробчатой формы. Имеет две призматические и две плоские направляющие. Передняя призматическая и задняя плоская направляющие служат для перемещения суппорта, а
задняя призматическая и передняя плоская направляющие служат для перемещения задней бабки. Станина установлена на две тумбы – переднюю и заднюю.
 - Электропривод состоит из трёхфазного асинхронного электродвигателя и ремённой
 передачи расположенных в передней тумбе. 
- Коробка понижающая расположена в передней тумбе и служит для расширения диапазона чисел оборотов шпинделя передней бабки. Движение от электродвигателя на входной вал коробки понижающей передаётся клиноремённой передачей. На валу эл.двигателя и на входном валу коробки понижающей расположены шкивы с четырьмя ручьями. Переставляя ремень поочерёдно в один из ручьёв шкива на эл. двигателя и шкива на входном валу коробки понижающей, можно получить различные скорости вращения входного вала коробки понижающей. Ослабление и натяжение ремня производится поворотом рукоятки (демонстрируют работу коробки понижающей
 при закрытой дверце передней тумбы).
 - Передняя бабка служит для закрепления или поддержания длинной обрабатываемой детали и сообщения ей главного движения.
 Главное движение – это вращение заготовки. Заготовка получает вращение от коробки понижающей через клиноремённую передачу.
 В передней бабке размещён шпиндель, на который с одной стороны насажен шкив для получения движения от двигателя через коробку понижающую , а с другой стороны
 навинчивается трёх кулачковый самоцентрирующийся патрон или планшайба для закрепления заготовки ( демонстрируется действие трёх кулачкового патрона). В
 передней бабке смонтировано устройство - трензель, позволяющее изменять направление  перемещения суппорта – реверсировать подачу.
 - Гитара (передаточный механизм) служит для передачи вращения от шпинделя передней бабки к коробке подач (зубчатая передача). Применение сменных шестерён
  (Z = 32; Z = 48; Z = 64) позволило расширить диапазон нарезаемых резьб и величин  подач суппорта.
 - Коробка подач – это механизм , позволяющий изменять скорость перемещения  суппорта вдоль заготовки, а также изменять скорость вращения ходового винта и
  ходового вала, чем достигается перемещение суппорта с выбранной скоростью в  продольном направлении.
  Коробка подач закреплена на станине ниже передней бабки, внутри коробки находится механизм передачи вращения от гитары к ходовому валу и к ходовому винту.
 Включение ходового вала и ходового винта производится рукояткой включения ходового вала и ходового винта. Необходимые подачу и шаг резьбы устанавливают рукояткой
 установки величины подач и шага резьбы.
 - Суппорт состоит из каретки суппорта ,поперечных салазок, продольных поворотных салазок, резцедержателя и фартука.
 Рассказывают о назначении каждой части суппорта: нижние салазки ( каретка ), которые перемещаются по направляющим станины обеспечивают перемещение резца вдоль
 заготовки; поперечные салазки обеспечивают движение резца перпендикулярно оси вращения заготовки при помощи рукоятки поперечной подачи, величину поперечной
 подачи контролируют по лимбу; верхние продольные поворотные салазки вместе поворотной плитой. которая может поворачиваться на 40º, служат для точения конических поверхностей при ручной подаче. Резцедержатель – для установки и закрепления резцов.
 - Фартук прикреплён к суппорту спереди каретки. Внутри коробки фартука находится механизм для преобразования вращательного движения ходового вала и ходового винта в прямолинейное поступательное движение суппорта. Поступательное движение режущего инструмента вдоль заготовки, которое обеспечивает непрерывность снятия слоя металла, называется движением подачи. Фартук служит для осуществления как механической продольной подачи суппорта с помощью ходового вала ( червячная передача) и ходового винта (механизм преобразования вращательного движения в поступательное), так и в ручную (реечная передача), при помощи маховика продольной подачи суппорта. Величина подачи контролируется лимбом.
 - Задняя бабка служит для поддержания второго конца обрабатываемой детали. Корпус задней бабки расположен на основании перемещающемся по направляющим станины станка. В корпусе продольно перемещается пиноль. Пиноль имеет коническое отверстие (конус Морзе 2), в которое вставляется упорный центр или другой инструмент: свёрла, развёртки, патрон сверлильный и т. д. Перемещение пиноли производится маховиком, вращающим винт пиноли (механизм преобразования вращательного движения в поступательное). При необходимости пиноль можно зафиксировать в нужном положении рукояткой зажима пиноли. Положение задней бабки на направляющих станка
фиксируется рукояткой зажима задней бабки.
 
 - К электрооборудованию станка относятся: переключатель кулачковый универсальный, светильник местного освещения и электрощит, на котором смонтированы магнитные пускатели, пакетные выключатели сети и местного освещения, трансформатор местного освещения и предохранители. Щит с электроаппаратурой установлен в задней тумбе станка. Электродвигатель расположен в передней тумбе, а переключатель кулачковый универсальный крепится на станине с обратной стороны станка.
 - Защитные устройства. Зона обработки защитным экраном, установленным на суппорте станка. Патрон ограждён защитным кожухом. Механизм гитары ограждён кожухом. Ремённые передачи коробки понижающей, расположенной в передней тумбе, закрыты дверцей. Защитный экран, кожух патрона, кожух гитары, дверца передней тумбы оснащена электроблокировкой, исключающей включающей включение станка, если хотя бы одно из них находится в нерабочем положении. Ходовой вал и ходовой винт ограждены защитными щитками. Два щитка закреплены на боковых стенках корпуса фартука (слева и справа), а один закреплён на правой стенке корпуса коробки подач.
- Кинематическая схема станка (объяснение с демонстрацией слайда).
 
Закрепление нового материала
 
- После объяснения учителя проводится закрепление нового материала с помощью отдельных вопросов по устройству станка. При этом ученики должны показывать части станка и их взаимодействие.
 
 - Объяснение и показ правил и приёмов установки и
 закрепления резцов и заготовки:
 
 1. Заготовка должна быть ровной, чтобы не «бить» при     вращении и должна быть надёжно закреплена в патроне.
 2. Резец устанавливается перпендикулярно к оси центров станка так, чтобы вершина его находилась на линии     центров станка.
 3. Выход резца из резцедержателя должен быть не более 1,5 х h (где h –  высота тела резца).
 4. Резец должен быть закреплён надёжно, не менее чем двумя винтами  резцедержателя.
 
 - Правила безопасной работы на станке:
обращается внимание
 на одежду, на необходимость застёгивания всех пуговиц и завязывания тесёмок, убирания волос под головной убор. Подчёркивается, что работать на станке можно
 только при наличии очков. Обращается внимание на исправную работу осветителя. Включение станка производится только с разрешения учителя после проверки
 местоположения суппорта и надёжности закрепления заготовки и резца.
 
 - Практическая работа «Установка и закрепление заготовки на токарно –
  винторезном станке».
 - Практическая работа школьников включает установку и закрепление заготовок и резцов и включение станка, подвод резца к заготовке и отвод резца от заготовки, выключение станка.
 Работа проводится индивидуально с каждым учащимся по очереди. Учащиеся выполняют практическую работу на трёх рабочих местах по этапно:
- учебное место № 1. Закрепление знаний по устройству токарно – винторезного станка ТВ – 7 по учебнику и учебному станку с последующим ответом на вопросы инструктора из числа подготовленных учеников. Работа выполняется без включения станка.
- Учебное место № 2. Закрепление резца в резцедержателе и закрепление заготовки в патроне под контролем инструктора из числа подготовленных учеников. Работа выполняется без включения станка.
- Учебное место № 3. Надевание очков, включение станка, плавный подвод резца к заготовке, отвод резца от заготовки и выключение станка. Работа выполняется под контролем учителя.
- После прохождения 3-х этапов практической работы, учащиеся выполняют
 самостоятельную работу по закреплению знания кинематической схемы по карточке с
 изображением кинематической схемы и заданием: рассмотреть кинематическую схему и зарисовать передачу движения от электродвигателя на шпиндель.
 
- Подведение итога урока.
 
Учащиеся отвечают на вопросы:
 1. В чём сходство устройства токарного станка по древесине и токарно – винторезного станка?
2.      Каковы отличительные особенности устройства и назначения токарного станка по древесине и токарно – винторезного станка?
3.      Самооценка и оценка работы учащихся учителем.
  
 
 Домашнее задание: § 18, уметь отвечать на вопросы 4, 5, 6, 7, с 71.
Индивидуальное задание: подготовить сообщение 1. О специалистах по выполнению  токарных работ. 2. Об основных типах токарных станков.
 
 
 Литература:
 
1.Учебник « Технология », 7 класс, под редакцией В. Д. Симоненко, М. «Вантана - -Граф», 2013 г.
 2.Технология. Поурочные планы к учебнику под редакцией В. Д. Симоненко, вариант для мальчиков, 7 класс, авт. сост. Ю. Г. Засядько. Издательство « Учитель ».
 Волгоград, 2008 г.
3.Токарная обработка. Учебное пособие для средних проф.-техн. училищ, под редакцией В. Н. Фещенко, Р. Х. Махмутова. М. Высшая школа. 1988 г.
4.Техническое описание и инструкция по эксплуатации токарно – винторезного станка ТВ – 7, под редакцией Л. С. Казначеева. 1989 г.

Навигация

Вход

Имя
Пароль
 
Регистрация для учеников

Последние новости

С днем рождения!

    Ученики
    • Галас Александр (1 "В")

    • Козырев Илья (8 "В")

    • Шептулина Валерия (1 "В")

    • Ястребова Милана (2 "Д")

    • Яшкина Светлана (1 "В")